Второй день лютеранской Пасхи выдался солнечным и холодным. Настолько холодным, что знай я об этом заранее, точно бы никуда не пошла. Но я не знала, так что получила настоящее удовольствие от интерактивного мероприятия «Lieldienas pasaulē» («Пасха в мире»). С погодой же пришлось примириться, радуясь тому, что синоптики ошиблись не только в безветрии, но и облачности: зимний ветер с весенним солнцем всё-таки предпочтительнее, чем он же с полностью хмурым днём.
Парк «Аркадия» встретил меня радостными криками чаек.
Первым на моём пути встало «Немецкое пасхальное дерево», украшенное разноцветными декоративными яйцами и яркими жёлтыми, малиновыми и зелёными ленточками.
Синее, картонное яйцо, украшенное пайетками, видимо, кто-то принёс из дома, чтобы внести свой вклад в празднование Пасхи по немецкой традиции.
«Латышские луковые яйца» занимали собой целую полянку и предлагали окунуться не только в местную национальную традицию – красить яйца собственными руками в жёлто-коричневые оттенки (на улице сложно выкрасить огромное яйцо луковой шелухой), но и побродить среди уже выкрашенных яиц – самых разных тонов.
Кстати, жёлто-коричневые тона в латышской традиции символизируют плодородие, производительность и жизнь.
«Нарисованные рижанами мелом на асфальте яйца». Можно было перевести короче, но решила, что так будет… приличнее. Насколько я поняла идею, здесь мы видим новейшую рижскую традицию – закрашивать на свой вкус и цвет уже нарисованные на асфальте контуры яиц.
«Рижский солнечный год в виде «Классиков»». Необычное видение классической игры, в которой пройти надо ровно 365 клеток-дней. Интересно, кому-нибудь это удалось?
«Литовская пасхальная мастерская украшений» оказалась для меня самым сложным в понимании объектом, так как я никак не могла понять, что же означает слово «верба» в латышском языке (по всему выходило, что скопление древесных веток). Идею же делать пасхальные украшения для дома собственными руками, и её принадлежность не только литовской, но и польской культуре, я уловила сразу. Это очень похоже и на литовцев, и на поляков – трудиться. Пока немцы просто вешают яйца на деревья, трудолюбивые прибалты с поляками мастерят нечто уникальное.
«Лабиринт рядом с золотым яйцом». Связан с хитрой европейской традицией устраивать на Пасху ремесленные рынки, в каждом из которых было своё золотое яйцо. Тот, кто его находил, мог претендовать на сладости. Сегодня шведские и венгерские дети меняют свои крашеные яйца на конфеты. Видимо, продолжая древнюю традицию.
Лабиринт я, кстати, прошла с первого раза. Он, правда, был не сложный. Путались только дети.
«Английский пасхальный заяц». Самого зайца, который приносит англо- и немецкоговорящим народам пасхальные яйца, а вместе с ними те или иные блага жизни, в парке «Аркадия» не было, но посетителям предлагали сыграть в увлекательную игру по «выбивке» удачи, здоровья, счастья и процветания.
«Греческие пасхальные кувшины». В Риге в них пытались попасть «яйцами»-шариками. По аналогии с предыдущей забавой. На самом же деле, греческая традиция, пришедшая с острова Корфу, связана с выбрасывание из домов глиняных кувшинов, наполненных водой. Делается это для создания большего шума в то время, когда в храмах начинают звонить извещающие о Воскресении Христа колокола.
«Эстонские корзины с яйцами и катящиеся яйца» оказались самой непонятной для многих забавой. Между тем, на поляне из петухов и корзин с яйцами те, кто хоть что-то понял, устроили настоящую яичную битву, в которой… одни пытались разбить яйца, а другие кинуть шарик так, чтобы он преодолел импровизированный лабиринт из петухов и яичных корзин, никого не "поранив" и ни за что не зацепившись.
На симпатичном полуострове, окружённом милой маленькой речушкой Марупите, можно было прикоснуться к «Румынскому костру из можжевельника». Бросание в огонь последнего позиционировалось как крайне необходимая процедура для выгона из дома всего плохого и привлечения всего хорошо.
«Украинская и французская ремесленная традиция». Вчитываться в описание я не стала. Решила, что речь идёт об украшении любого свободного пространства (дома, работы, улицы) яркими лентами, завязанными собственными руками. Ленты в данном случае символизируют собой всё, что можно этими же самыми руками сделать – то есть не только само действие, но и пасхальный декор (см. литовскую мастерскую).
«Швейцарская монета в яичной скорлупе». Оригинальный цюрихский обычай выглядит как противоборство между взрослым и ребёнком, в котором первый своей двадцатирапповой монетой пытается проткнуть скорлупу пасхального яйца, находящегося в руках второго. Если монетка остаётся в скорлупе, то выиграл взрослый, который в качестве приза получает яйцо. В противном случае монетка отходит ребёнку.
В Риге, как я понимаю, достаточно было бросить монетку так, чтобы она примагнитилась к яйцу.
А ещё в парке «Аркадия» можно было покачаться на качелях. Это для тех, кто устал раскрашивать яйца и бросать всё, что бросается, во всё, что поддаётся попаданию.
Материал оказался полезным? Ставьте лайк. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.