Найти тему
От Верховной жрицы

К суггестии («суггестия» - внушение).

источник фото https://blog.wikium.ru/
источник фото https://blog.wikium.ru/
  • Часть первая. Как можно внушать?

Мало кому известно, что профессиональное чтение может быть чтением с выражением и художественным чтением. И это не одно и то же.

Чтение с выражением – это чтение, при котором осуществляется сознательный (произвольный) контроль над пунктуацией. При этом текст читается так, как написано, акцентуируя (выделяя) знаки препинания голосом, подчеркивая тем самым эмоционально-смысловое значение написанного.

Здесь происходит работа:
А). В главном направлении - с паузами и ударением. Паузы после знаков препинания следуют всегда, а ударение усиливается. Это усиление идет НЕ за счет выкрикивания ключевых слов, а (в большинстве случаев) за счет удлинения звучания ударных гласных в таком слове. Например: «Мы с Машей решили пойти в
кино-о». Если по смыслу акцент ставится на другое слово, то читается так: «Мы с Ма-ашей решили пойти в кино». В первом случае подчеркивается слово «кино»: именно в кино мы решили пойти, а не куда-нибудь в музей или ресторан. Во втором случае ключевым словом является «Маша» - именно с Машей мы решили пойти, а не с кем-то еще.

Б). В дополнительном – с особенностями выдыхания слов соответственно знакам препинания. Запятые (,) выделяются незаконченностью звучания слова перед запятой -  на неполном выдохе. Точка (.) – на полном выдохе (так выражается законченная мысль, или предложение).  Тире (-) – с замиранием дыхания, как перед прыжком в воду. Двоеточие (:) – с полным выдохом и с укорочением звучания ударного слога последнего перед двоеточием слова (даже если оно ключевое), а при паузе после двоеточия как бы в подсознании проносится слово «ага», сказанное мысленно с хитрецой. Вопросительный знак (?) требует усиления ударения на вопросительном слове (оно здесь и является ключевым), более выраженного, чем в повествовательных предложениях предложениях, и пауза после вопросительного слова удлинена: «Что-о-о … вы хотите посмотреть в кино?» или «Вы будете смотреть этот фи-и-ильм …?», или: «Вы будете смотреть э-э-этот … фильм?» Интересен второй и третий варианты, которые отличаются лишь тем, что во втором случае усиливается значение именно этого фильма, а не какого-то еще. Восклицательный знак (!) может значительно усиливать ударение или, наоборот, сокращать звучание ударной гласной в ключевом слове, которое в данном случае может быть не одно: «Да здра-а-авствует вели-икая Побе-еда!»; «Ура-а-а!»; «С Ноо-вым годом!»; «СтОп!» (в последнем случает звучание «о» сокращено примерно в два раза). Многоточие (…) читается, как точка, только после фразы удлинняется пауза. И, наконец, знак (?!) : вопросительное слово произносится со сверх усиленным ударением и пауза после примерно вдвое увеличена: «Что-о-о-о ты сказал?! …  …»

Художественное чтение – это чтение без сознательного контроля над пунктуацией, когда чтец образно представляет написанное в тексте, как бы вживаясь в это, как бы описывая, что он видит. При этом перед возникновением образов идет сначала прочтение про себя: 1) сначала выхватывается часть фразы (без артикуляции, т.е. без внутреннего проговаривания) – 2) далее рисуется образ во внутреннем видении – 3) и в завершение проговаривается прочитанное. Другими словами, художественное чтение -–это чтение по представляемым внутренним картинкам, это визуализация прочитанного, после чего повторяется за картинками прочитанный про себя текст, словно чтец описывает то, что «видит словами автора». Художественное чтение осуществляется медленнее, чем чтение с выражением: один и тот же чтец один и тот же текст при художественном чтении имеет меньшую скорость произнесения, чем при чтении с выражением. Художественное чтение завораживает и заставляет слушателя присоединяться к представлениям исполнителя, непроизвольно рисуя свои картинки воображения; слушатель становится похожим на зрителя.

Тексты для внушения и самовнушения можно разделить на четыре типа:
- аналогичные чтению с выражением;
- аналогичные художественному чтению;
- образное внушение (художественное чтение минус проговаривание, когда остаются только образы);
- скандирование (когда текст читается абсолютно монотонно и безэмоционально, как механизм).

Какой из возможных типов выбрать, для каждого конкретного случая подбирается интуитивно (пока алгоритма для точных рекомендаций нет), а интуиция вырабатывается практически. Поэтому нужно больше тренироваться.