Найти тему
World Lord: история и короли

Жемчуга, бриллианты и бархат: как должна была одеваться императрица и её фрейлины

«По пышности мундиров, по роскоши туалетов, по богатству ливрей, по пышности убранства, общему выражению блеска и могущества зрелище так великолепно, что ни один двор в мире не мог бы с ним сравниться», — писал французский посол Морис Палеолог о русском императорском дворе.

До Николая I придворные дамы и женщины императорской семьи не думали, что отныне их наряды будут подчинены строгим регламентам. Поблажек не было даже для императрицы. В 1826 году император своим указом основал Министерство Императорского двора, которые занимались регламентом туалета, трауром и правилами приёма иностранных послов.

К примеру, императрица не имела права одевать какое-либо платье, кроме платья "русского кроя" с разрезанными рукавами, которые красиво ниспадали вдоль юбки. Государыня не могла накидывать что-то поверх своего платья, дабы скрыть недостатки фигуры или прикрыться от холода. Потому внимание подданных отвлекали с помощью роскошных украшений и броских брошей. Вдовствующие дамы без ранга при дворе напротив могли накинуть на себя шаль.

Alexandra Fedorovna by C. Robertson 1840s, Hermitage
Alexandra Fedorovna by C. Robertson 1840s, Hermitage

Шлейф при дворе в середине XIX века был не менее важен, что и в средневековой Франции. Самый большой шлейф носила императрица около пяти метров. За ней шли великие княгини, великие княжны, знатные дамы и фрейлины.

Немаловажным значением являлся и цвет платья, и даже вышивка. Когда случалось царское шествие, то все дамы при дворе обязаны были присутствовать в русском платье с узорами. Фрейлины императрицы носили алое платье из бархата с золотыми нитями, а фрейлины великих княгинь такое же платье, но с серебряными нитями. Гофмейстерины носили малиновые платья, а статс-дамы зелёные. На картине ниже для примера я нашла фрейлину Александры Фёдоровны, жену Николая I.

Лично я считаю строгий регламент цвета платья отсутствием выбора. Может даме хотелось бы надеть желтое платье? С другой стороны, по цвету платья и вышивке можно было сразу понять какой ранг при дворе занимает эта женщина.

Графиня Анна Алексеевна Баранова, ур. Васильчикова (1823-1890)
Графиня Анна Алексеевна Баранова, ур. Васильчикова (1823-1890)

У мужчин тоже был строгий регламент: из чего изготавливали пуговки, цвет и ткань костюма, вышивка в виде двуглавого орла. Однако все смотрели на туалеты женщин.

Мария Фёдоровна славилась своей любовью к драгоценностям. Как я уже ни раз писала в своих статьях, что именно эта императрица, помимо Екатерины II, импонирует мне больше всего. Рассматривать украшения Марии Фёдоровны огромное удовольствие. Более всего она любила жемчуга. У неё даже была любимая жемчужная брошь.

«Мама выглядела красивой, когда надевала то, что мы называли «Императорскими доспехами» — платье из серебряной парчи, бриллиантовую тиару и жемчуга, всюду жемчуга!» Ольга Александровна, дочь императрицы
Портрет Елизаветы Дмитриевны Протасовой, ур. Васильчиковой (1805—1890)
Портрет Елизаветы Дмитриевны Протасовой, ур. Васильчиковой (1805—1890)

На картине выше графиня Протасова, в наряде фрейлины великой княгини. Обратите внимание, что вышивка серебряного цвета. На другой картине ниже я нашла двух княжон Волконских в детских нарядах фрейлин Её Величества. Выглядит забавно. Но всё внимание на детали вышивка золотого цвета, а как я уже писала: золотая вышивка для фрейлин императрицы. Кокошник на девочке показывает: придворная дама всегда Дама, несмотря на юный возраст.

Мария Львова в русском придворном платье фрейлины
Мария Львова в русском придворном платье фрейлины

С 1880 по 1910 год в моде был "собачий ошейник" именно тот вид ожерелья, который обхватывал шею с бриллиантами и жемчугами. Мария Фёдоровна такие часто носила. А вот бриллианты надевали только по важным случаям. В повседневной жизни их не носили. Впрочем, если торжество было на 3-4 тысячи персон, то дорогие и крупные украшения тоже не надевали. Из-за большого количества гостей легко можно было порвать жемчужную нитку и повредить дорогое колье.

Княжна Елизавета Григорьевна (1838–1891), дочь гофмейстера князя Г.П.Волконского, и княжна Софья Дмитриевна (1841–1875), дочь гофмейстера князя Д.П.Волконского; художник Карл Брюллов
Княжна Елизавета Григорьевна (1838–1891), дочь гофмейстера князя Г.П.Волконского, и княжна Софья Дмитриевна (1841–1875), дочь гофмейстера князя Д.П.Волконского; художник Карл Брюллов

Мария Фёдоровна отдавала предпочтение модельеру из Парижа, англичанину Чарльзу Ворту. Модельер сделал для российской императрицы исключение, потому она самолично никогда не приезжала к нему на примерки. Зато в его мастерской стоял манекен с точными пропорциями фигуры Марии Фёдоровны, оттого на ней так идеально сидели все наряды. Другое дело что нужно было тщательно следить за фигурой, чтобы новое платье не стало мало. После 40 лет её талия была всего 65 сантиметров.

Оттого можно сказать: любовь русских к декольте пошла ещё со временем Николая I, когда это было прописано в регламенте. Когда Александра Фёдоровна, жена Николая II, увидела платье придворной русской дамы, то сказала ей — "в Гессене мы так не одеваемся". Дама ответила "зато в России мы носим вот так!"

Ставьте класс и подписывайтесь на мой канал! Спасибо.