Найти тему
Михаил PRO

ПУТЕШЕСТВИЕ В 1703 ГОД, ИЮНЯ 15 ДЕНЬ: Храм ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе (1681 г). Кострома.

Храм ап. Иоанна Богослова г. Костромы. Фото. кон. XIX-нач. ХХ века. До перестройки приделов.
Храм ап. Иоанна Богослова г. Костромы. Фото. кон. XIX-нач. ХХ века. До перестройки приделов.

Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова был заложен в 1681 году на месте двух сгоревших старых деревянных храмов. Окончание строительства и освящение храма состоялось в 1687 году. В 1735 году храм был расписан фресковой живописью. Несмотря на то, что храм практически полностью сохранился (кроме трапезной части) современному человеку достаточно сложно представить как выглядел храм внутри 300 с лишнем лет назад. Был другой иконостас и не было фресок на стенах... Совсем недавно, мне попалась в руки книга 1908 г. в которой приводится описание храма ап. Иоанна Богослова по состоянию на 1703 (!!!) год. Этим материалом я и хочу поделиться со своими подписчиками и читателями...

Колокольня храма ап. Иоанна Богослова, 2014 г.
Колокольня храма ап. Иоанна Богослова, 2014 г.

Подробнее о храме можно прочитать в статье настоятеля храма, игумена Димитрия (Нетесина) в научно-богословском журнале Костромской духовной семинарии "Ипатьевский вестник":

Храм Апостола Иоанна Богослова в городе Костроме

Для начала по традиции моего канала дадим историческую справку о храме по книге прот. Иоанна Беляева (1863 г.):

Скан из книги о. Иоанна Беляева.
Скан из книги о. Иоанна Беляева.

1. Где храм? Современный адрес храма звучит так: г. Кострома, ул. Е. Осетрова, 4. Три с половиной столетия назад (и даже до ХХ века), очевидно все было по иному. Во-первых храм не был городским: он относился к Костромскому уезду. В 1680-х гг. местность была поделена на Костромскую, Луговую и Нагорную десятины. В Костромскую десятину входили все костромские городские храмы и монастыри. В Луговую десятину (дам ориентиры в современных названиях) входили в храмы располагающиеся в сторону ул. Советской и далее Караваево-Поддубное...; проспекта Мира и ул. Ленина. В Нагорную же как раз и входил приход храма ап. Иоанна Богослова.

2. Как выглядел храм. Внешне храм изменился не сильно. Принципиально поменялась лишь трапезная часть: первый раз она была перестроена и существенно расширена в нач. ХХ века (1901 год), второй раз в сер. ХХ века уменьшена примерно в три раза, но возвращен стиль общей архитектуры храма.

Храм после перестройки в начале хх века
Храм после перестройки в начале хх века

Вот описание храма в 1703 году:

-6

Что изменилось? На первый взгляд ничего, кроме того, что сегодня на куполах стоят металлические кресты - 300 лет назад были деревянные.

-7

Для меня, как для звонаря этого храма представляет особый интерес полное перечисление оригинального комплекта колоколов. Во-первых их было шесть. Сегодня на нашей колокольне 9 колоколов. Во-вторых, указан точный вес: 1) благовест 15 п. 5 ф. - ок. 248 кг; 2) 4п - ок. 65,5 кг; 3) 7 п. 7 ф. - ок. 117,5 кг; 4) 2 п. 22 ф. - ок. 42 кг; 5) 7 ф. - ок. 3 кг; 6) 32 ф. - ок. 13 кг. Современный комплект колоколов имеет достаточно большие отличия: достаточно сказать, что самый большой колокол весит ок. 500 кг.

Современные колокола, 2020 г.
Современные колокола, 2020 г.

Оглянемся вокруг: каменной ограды вокруг церкви еще не было:

-9
Вид с колокольни на входную башню и ограду храма. Современная ограда построена в XIX веке.
Вид с колокольни на входную башню и ограду храма. Современная ограда построена в XIX веке.

Фото храма можно посмотреть здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/624d7553a22af832e88ac7dc/nash-hram-2022-625529dd497433129a613b09

3. Внутреннее убранство. Итак, мы заходим внутрь храма и первое, что видим это отсутствие фресок. По всей видимости были просто белые стены. До того как в храм придут изографы (1735 г.) еще целых 32 года. Также напомню, в четверике стоит совершенно иной, т.н. тябловый иконостас. Итак "словесная фотография" 1703 г.:

А церкви Божии милосердия св. икон: Царския двери, сени и стопцы резныя золочены, а над царскими дверьми 4 иконы штилистовых в иконостасе золоченом резном. (Штилистовая икона - икона размером в шесть вершков (около 27 см) или же икона на которой умещалось 6 листков сусального золота, что по размерам примерно тоже самое). Образы: Владимирской иконы Пр. Б. , венец и оклад серебряный, золоченый; Иоанна Богослова, венец серебряный прорезной с финифтью оклад, золочен; Иоанна Златоуста венец и оклад серебряные, золоченые: Семи отроков в Ефесе, на них венчики и цата серебряные, золоченые.

Правая сторона иконостаса, 2022 г.
Правая сторона иконостаса, 2022 г.

Против правого клироса местных образов: Господь Вседержитель на престоле, венец и митра с крестом, около венца сияние серебреное, золоченое, цата серебряная позолочена, в молении у Господа в подножии образ ап. Иоанна Богослова и вмч. Димитрия Солунского серебряные резные золочены.

Далее образ св. Иоанна Богослова в житии, на образе венец прорезной серебряный с финифтью золочен, цата серебряная резная золочена, да у того образа в привесе ... Прохора, ученика его венец серебряный, резной, золоченый, да малых 38 венчиков в житии серебряные, золоченые. Около Иоанна Богослова на полях оклад серебряный басемный гладкий золоченый, горы и облаки серебряные басемные золочены, и около чудес в полях оклад серебряный басемный залоченый.

Образ Воскресения Христова у Спасителя 2 венца серебряные с корунами (помимо драгоценного венца святости, вокруг головы была серебряная или золотая «коруна») и цата чеканные не золоченые, а те образы в иконостасех резных и с пленчирями золоченых на тумбах гладких, писаны красками, в углах травы золочены, в середине места штигранныя (шестигранные) вызолочены.

Левая сторона иконостаса, 2022 г.
Левая сторона иконостаса, 2022 г.

Против левого клироса у царских дверей местных образов: образ Пр. Б. Одигитрия, Смоленская, у Пресвятого Младенца и Пресвятой Богородицы венцы серебряные резные позолочены, возглавие у Богородицы низано жемчугом по червчетому отласу, в нем 30 камешков разных, у Богородицы ожерелье низано жемчугом клетчатое, у ожерелья 6 пуговиц серебряных резныя позолочены на закрепах жемчуги, у Пресвятого Младенца ожерелейцо низано жемчугом в списку, в привесе у Богородицы серьги серебряные с простыми камешками да копейка серебряная золочена.

Далее образ Рождества Христова, у Спасителя венчик серебряный резной золочен, а у Богродицы венец и цата и коруна серебряные золочены, на коруне 5 камешков простых, дав привесе...

Образ Иоанна Предтечи в житии, на образе венец серебряной резной золочен.

Итак, мы прочитали описание первого яруса иконостаса до дьяконских дверей: описано 6 икон... Далее в источнике мы читает: 7 местных образов, иконостасы резные позолочены, тумбы гладкие незолочены. Вероятно такое несоответствие можно можно объяснить лишь тем, что в нач. XVIII в. документы писались на церковно-славянском языке, в котором цифры 6 и 7 обозначаются буквами "ѕ" и "з" (зело и земля), которые в гражданском алфавите стали одной буквой "з".

Над южными дверьми образ Иоанна Богослова писан красками, на южной двери Благоразумный разбойник, у южных дверей образ Пр. Б. Феодоровския в меру чудотворного образа; образ свт. Николая в житии ; образ сщмч. Антипы; образ Пресвятой Троицы.

Над северными дверями образ на нем писано 19 мест праздники Господские и Богородичные, на северной двери образ арх. Стефана да Благоразумного разбойника.

Т.о. на дьяконских дверях были написаны изображения св. первомученика архидиакона Стефана и Благоразумного разбойника.

Иконостас, 2022 г.
Иконостас, 2022 г.
Иконостас, 2022 г.
Иконостас, 2022 г.

По стороне северной двери образ Пр. Б. Печерския с Превечным Младенцем, сидящие на престоле, в молении ап. Филипп и св. муч. Ипатий, старописьменная.

Образ Пресвятой Троицы, на образе 3 венчика серебряные басемные , в молении образы Иоанна Богослова, свт. Николая.

Против правого клироса на аналое образ Иоанна Богослова в 3/4 аршина (ок. 71 см.) , венцы серебряные резные золоченые, около венцов обнизано жемчугом, киот орамовальная позалочена.

Против левого клироса на аналое образ Казанский Пр. Б. , шлистовой в киоте створном.

Вверху на сени образ Пресвятой Троицы, на затворах двунадесятые праздники, да деисусов Апостолов над царскими вратами 17 икон, во втором поясе праздничных 15 икон, в третьем поясе Пресвятой Богородицы и пророческих 17 икон, в четвертом поясе образ Господа Саваофа и праотец 17 икон , на Господе Саваофе и на праотцах 35 херувимов и серафимов резных позолочены и посеребряны.

Меж деисусы и праздников и пророков и опраотцев столбцы резные витые посеребряны реньи позолочены.

На правом столбе ... 4 иконы: Вседержитель, Феодоровская, Рождество Богородицы, свт. Николай в киоте деревянном; на левом столбе ... деисусные образы в киоте деревянные ветхие, писаны на одной доске.

За правым столпом образа: Вседержитель, Богородиц "ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" в рамах черных, за левым столбом образ Смоленской иконы Пр. Б.; у западной стены 13 старых деисусных апостолов, да царские двери и столпцы обветшали, у горныя стены 13 икон праздничных, у северной образ Пр. Б. Знамение да 14 икон пророческих старой церкви.

Перед местными образами 10 лампад медных, да перед деисусы паникадил медное о 11 шандалах (подсвечниках), яйцо строхокомилово, другое паникадило малое медное о 8 шандалах, третье паникадило железное о 8 шандалах с кистями разных шелков.

В алтаре на престоле индития изарботная травчатая с золотом, на ней крест, а в ней 31 дробница серебряных басемных золочены, евангелие на престоле печатное... да еще два евангелия напрестольных печатных, крест осеняющей обложен серебром чеканным золочен с мощьми, у Спасителя у венца обнизано мелким жемчугом, другой крест с мощьми... да еще 2 креста, плащеница на престоле..., за престолом крест выносной резной с реньями, образ Пр. Б. Тихвинския.

На жертвеннике одеяние кумачное, сосуды серебряные резные местами позолоченые, покровы..., за жертвенником образ Умиления П.Б., на образе венец серебряный резной белый, в венце хрусталь, под хрусталем писан образ Сапсителя..., на горнем месте 10 икон..., под царскими дверями образ Спаса Нерукотворного, писан по полотну.

Непонятным остается фраза "7 царских дверей, завеса крашенаная краскою". Если с завесой все более или менее понятно, то что имелось в виду о 7 царских дверях (???)...

Несколько слов о ризнице: священные одежды... кадило серебряное резное позолочено кольца и чепи (цепи) серебряные не золочены, 3 кадила, 3 ковшика, укропник, чаша водосвятная - медные, 4 подсвечника выносных жестяных, фонарь воносной слуданой и крестом. Да в той же церкви книги печатные и писменные: соборник, псалтырь, житие Иоанна Богослова.

О отличие от четверика и алтаря, трапезная часть описана очень скудно. "Да в трапезе наддверьми писано стенным письмом образа, всемилостивого Спаса, Одигитрия Пр.Б., Николая чудотворца в житии". Из данной фразы мы видим лишь то, что здесь были отдельные элементы стенной живописи.

Итак, мы прочитали описание храма ап. Иоанна Богослова г. Костромы за 1703 год. Теперь лишь силою воображения можно представить как выглядел храм 319 лет назад.

Благодарю за внимание!!!