Найти в Дзене
Алиорам алтайский

Удивительные факты о классическом палеоарте

Прочитал в субботу в Архэ лекцию о классическом палеоарте (примерно с 1890-го до 1970-го года, от Чарльза Найта до Зденека Буриана). Но так как на лекцию пришло меньше людей, чем меня здесь читает, решил поделиться несколькими фактами, которые меня удивили. Палеоарт Герхарда Хайльмана. Не перестаю поражаться, насколько его динозавры опередили свое время. Еще в начале XX века Хайльман рисовал таких динозавров, которые отлично смотрелись бы и в 1970-х, во времена Ренессанса динозавров, а то и в 90-х. Например, он, кажется, первым изобразил археоптерикса с ярким оперением, да еще и с явным половым диморфизмом: Или посмотрите на этих струтиомимов. Если не считать форму головы, почти такие же появились даже не в «Парке», а в «Мире юрского периода», почти через 90 лет! Чарльз Найт был почти слепым. Он с раннего детства страдал от астигматизма, а потом во время игры ему прилетело камнем в глаз, и он почти ослеп. С возрастом зрение его все ухудшалось и дошло до 0,1 по российской системе (или 2

Прочитал в субботу в Архэ лекцию о классическом палеоарте (примерно с 1890-го до 1970-го года, от Чарльза Найта до Зденека Буриана). Но так как на лекцию пришло меньше людей, чем меня здесь читает, решил поделиться несколькими фактами, которые меня удивили.

Палеоарт Герхарда Хайльмана. Не перестаю поражаться, насколько его динозавры опередили свое время. Еще в начале XX века Хайльман рисовал таких динозавров, которые отлично смотрелись бы и в 1970-х, во времена Ренессанса динозавров, а то и в 90-х. Например, он, кажется, первым изобразил археоптерикса с ярким оперением, да еще и с явным половым диморфизмом:

Или посмотрите на этих струтиомимов. Если не считать форму головы, почти такие же появились даже не в «Парке», а в «Мире юрского периода», почти через 90 лет!

Струтиомимы Герхарда Хайльмана (1926)
Струтиомимы Герхарда Хайльмана (1926)
И "Мира юрского периода" (2015)
И "Мира юрского периода" (2015)

Чарльз Найт был почти слепым. Он с раннего детства страдал от астигматизма, а потом во время игры ему прилетело камнем в глаз, и он почти ослеп. С возрастом зрение его все ухудшалось и дошло до 0,1 по российской системе (или 20/200 по американской). Поэтому для крупных картин Найт делал небольшие эскизы, а в натуральную величину их перерисовывали его помощники. Сам же автор даже не мог увидеть, как его картины выглядят в готовом виде, например вот эта:

-4

Пулитцеровская премия Рудольфа Заллингера. Во всех источниках пишут, что за панно «Эпоха рептилий» Заллингер получил Пулитцеровскую премию. Это очень крутая американская премия в области журналистики, и меня всегда удивляло, как «журналистскую» премию могут дать за картину, пусть даже очень большую и красивую. Оказалось, что на самом деле он получил не Пулитцеровскую премию, а Пулитцеровскую стипендию в области искусств. Что, конечно, тоже круто. А еще он родился в Иркутске.

-5

Тираннозавр Нива Паркера. Удивительно, как в художниках «классического» периода уживался талант к живописи и полное игнорирование ископаемых данных. Как вообще можно было нарисовать такую голову тираннозавру? Какой прекрасный свет, какая техника — и такая чудовищная голова:

-6

Советский палеоарт. Нив Паркер, конечно, прекрасен, но мало кто сравнится с Константином Флеровым. В этой (небольшой, на самом деле) картинке больше экшена, чем во всей второй части «Мира юрского периода»:

-7

А всем ценителям советского палеоарта рекомендую видео, которое вышло на канале Дарвиновского музея:

Например, про фильм 1962 года «Планета бурь» я раньше не знал. А ведь это советская космическая фантастика с динозаврами, причем научным консультантом был Флеров.

А в следующую субботу, 23 апреля, будет следующая лекция курса, о Ренессансе динозавров: https://arhe.msk.ru/?tribe_events=113392