За последние несколько лет произошла существенная реформа профессиональных стандартов. Напомним, что понятие профессиональных стандартов появилось в связи с внесением поправок в статью 195.1 Трудового кодекса РФ, в которой под профстандартами понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.
Разработка профессиональных стандартов осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям в соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее — постановление Правительства РФ от 22.01.2013 г. № 23). Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности). Он размещается на сайте Минтруда России.
Профстандарты обязательны для компаний, сотрудники которых:
- работают во вредных условиях;
- получают льготы от государства: досрочную пенсию, дополнительный отпуск, денежные компенсации;
- работают с ограничениями — особыми условиями допуска. Например, когда водителю нужно проходить предрейсовый медосмотр.
Такой вывод следует из части второй статьи 57 ТК РФ, согласно которой наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.
Профстандарт специалиста по охране труда
С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменились квалификационные требования к уровню образования и опыту работы в связи с вступлением в силу нового профстандарта (введен приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н). Появились новые трудовые функции (трудовые действия, необходимые умения и знания) для 7-го квалификационного уровня, введен 8-й квалификационный уровень.
Однако ведущие компании ждут от специалистов по ОТ не только соответствия профстандарту, то есть профессиональных знаний (hard skills, в переводе с английского это «жесткие навыки»). Порой из-за неумения задавать правильные вопросы, слушать других людей, убедительно формулировать и аргументировать свою позицию, принимать правильное решение, специалист по охране труде не способен качественно оценить профриски, организовать инструктажи, медосмотры, спецоценку и другие мероприятия. Эти навыки называют англоязычным термином soft skills. Подробнее о них расскажем дальше.
Что такое soft skills?
Soft skills — это комплекс неспециализированных навыков человека, которые не связаны с его профессией. Их еще называют мягкими или гибкими навыками. Они отвечают за эффективное участие в рабочем процессе и высокую производительность. Важны для успеха в жизни и на работе.
Мягкие навыки, или soft skills принято делить на несколько групп.
Коммуникационные навыки. Это умение общаться с людьми, строить взаимодействие, применить убеждающие стратегии, противодействовать манипуляциям, вести переговоры.
Управленческие навыки. Это способности управлять людьми, проектами, умение правильно распределять рабочее время, делегировать обязанности.
Эмоциональный интеллект. Это способность распознавать свои собственные эмоции и эмоции других людей, использовать полученную соответствующую информацию для управления поведением, различать разные чувства, а также корректировать эмоции для адаптации к окружающей среде. Человек с высоким эмоциональным интеллектом обладает стрессоустойчивостью и владеет искусством управлять конфликтами. Способен адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.
Как развивать мягкие навыки?
Чтобы всегда быть конкурентоспособным, мягким навыкам стоит научиться. Приобретаются мягкие навыки опытным путем. В большинстве случаев за ними стоит длительная кропотливая работа над собой, анализ ошибок и совершенствование себя как личности. И это не так просто. Приходится менять стиль мышления, прорабатывать свои ограничивающие установки, выявлять неэффективные модели поведения и отказываться от них. Вот несколько приемов для развития мягких навыков.
Чтобы стать более открытым в общении, важно проявлять искренний интерес к другим людям, сосредотачивать внимание на другом человеке, стараться его услышать. Общайтесь с окружающими как можно более искренне. Люди считывают фальшь в общении, что блокирует контакт. Важно налаживать регулярное общение. Это способствует развитию коммуникации, формированию лояльности и укреплению отношений.
Проявляйте уважение к людям с другим поведением и точкой зрения. Важно стремиться находить при этом точки соприкосновения и уметь договариваться. Изучите свой стиль поведения, отследите, какие ваши поведенческие привычки действительно продуктивные, а какие нет. Понаблюдайте за стилем поведения коллег и выработайте оптимальный способ взаимодействия. Старайтесь быть внимательным слушателем. Если вы не уверены, что правильно поняли собеседника, перефразируйте услышанное и спросите человека, верно ли вы передали его слова.
Всегда ищите дополнительные возможности и способы улучшить процесс работы. Тренируйтесь предугадывать изменения и готовиться к ним заранее.
Учитесь управлять своим вниманием, находить смысл в работе и в жизни, умению планировать и понимать самого себя. Подходите к любому процессу осознанно и уделяйте внимание каждому действию. Осознание того, для чего вы совершаете определенные действия, поможет вам увидеть в них смысл. Тогда любое занятие будет приносить вдохновение. Достаточно подумать, какие цели вы преследуете.
Например, перед выступлением на совещании подумайте, какого эффекта вы хотите достичь и что донести до присутствующих. Когда осознаете это, возможно, станет понятнее, о чем именно сказать, в каком порядке и на чем сделать акцент. Хотя, конечно, и подготовительной работы до выступления никто не отменял.
Для развития позитивного мышления старайтесь воспринимать любой кризис как возможность, неудачу как полезный опыт. Если вы заостряете внимание только на проблемах, стремитесь найти виноватых, вы тратите всю энергию на борьбу с проблемной ситуацией, психологи называют это «тушением пожаров». В таком состоянии трудно взглянуть на проблему как на задачу и вызов.
Итак, от специалиста по охране труда работодатели теперь хотят не только знаний, но и эффективных моделей поведения. Например, если у вас с коллегой одинаковые hard skills, но вы вдобавок умеете находить общий язык с людьми, то выигрываете вы. Поэтому те работники, которые развивают свои soft skills, более востребованы, чем их коллеги, которые только изучают законодательство и не работают над собой. Выберите ключевые для себя мягкие навыки и тренируйте в первую очередь их. Успехов!