Чаще всего выбор будущей профессии происходит ближе к окончанию школы или в высшем (среднем) учебном заведении. Это всегда происходит, прежде всего, с участием родителей, потом друзей, иногда знакомых, а уж потом самостоятельно. В большинстве случаев человек только так думает, что выбирает то, что ему нравится, куда его тянет, куда бы он хотел пойти для реализации своих способностей и хорошего заработка…Но так ли это?
Жизненный сценарий — это план жизни, который основывается на детских решениях, основанных на родительских предписаниях, переданных ребёнку в детстве.
Детские решения подкрепляются и утверждаются по мере взросления ребёнка, ещё больше втягивая человека в сценарий. Это похоже на колею на дороге — чем дольше человек по ней едет, тем глубже она становится. Большинство сценариев в сфере профессии основываются на родительском мнении, опыте, пожеланиях, несбывшихся желаний и планов родителей, психологических травмах.
Загадочный мир нашего подсознания ещё в детстве сделал выбор за человека, вернее сам человек уже принял решение, кем быть и в какой сфере работать. Со временем, принятые решения уходят в подсознание как установки и убеждения (семейные, социальные, культурные) и как невидимая сила начинают вести нас по выбранной тропе. Эти установки и убеждения, как правило, не являются положительными, так как базируются не на истинных желаниях и способностях личности, а на предписаниях.
На практике встречаются разнообразные случаи неосознанного выбора профессии задолго до их реализации. Ребёнку могут транслировать семейные сценарии в выборе профессии, некоторые из которых называют "замещающими":
«Мы – семья врачей»;
«Все мужчины были офицерами в нашей семье»;
«Мы потомственная семья учителей»;
Психологические травмы также могут способствовать принятию сценарного решения:
«Я буду бороться с пожарами» (в случае, если кто-то пострадал из-за пожара, «защищающие» профессии)
«Я буду бороться с болезнью» (когда кто-то умирает от болезни)
«Я буду спасать людей, как моя мама» («спасающие» профессии)
«Я буду помогать пострадавшим женщинам» (по принципу проекции своих травм на других)
«Я заработаю много денег» (при безденежье в детстве установка на зарабатывание)
Пожелания, нереализованные мечты и условное принятие родителей:
«Когда я выиграю эти соревнования, папа мной будет гордиться»
«Я буду работать в банке» (родители мной довольны, что я достиг чего-то)
«Я буду телезвездой, как мечтала мама»
«Я буду работать юристом» (папа всегда сам хотел быть юристом, но не смог — перенёс свои желания на ребёнка)
Сценарные решения, к сожалению, всегда ведут к негативным последствиям.
Отсюда нелюбимая работа и известные мысли: "это всё не моё, да привыкла уже", "хожу как на каторгу, но ведь рядом с домом да и мама хотела", "работу ненавижу, только что зарплата хорошая" и т.д.
Во-первых, любой сценарий, основанный на чужих, пусть даже самых добрых намерениях, уводит человека от реализации его потенциала и раскрытия самости. Человек получает команду, подсознательно оформленное действие,предписание: «Не будь собой, будь мной», «Не делай по жизни то, что ты хочешь, делай то, что я хочу».
Во-вторых, человек не может полностью раскрыть себя в своей профессии, так как это не его профессия — в него природа заложила другие интересы, способности и таланты.
В-третьих, сценарные решения способствуют появлению негативных эмоций, внутренних конфликтов, ссор, ощущению тревоги и беспокойства, так как человек не живёт своей жизнью, постоянно вынужден выбирать между своей индивидуальностью и сценарием, «заложенным» другими людьми.
подробнее о продвинутых методиках профориентирования и помощи в выборе профессии тут: https://vk.com/club211990384