Я всегда чувствовал, что происхождение «Ивама айкидо» представляет собой загадку для изучающих историю современного айкидо. Для тех, кто не знаком с этой темой, Ивама – это небольшой городок в префектуре Ибараги, куда Морихэй Уэсиба переехал во время войны. Он оставался официальной резиденцией Основателя вплоть до его кончины в 1969 году.
То, что обычно называют Ивама айкидо, представляет собой обширную техническую систему, состоящую из техник тайдзюцу , айки кэн и айки дзё . Один только раздел тайдзюцу включает в себя около 600 техник. Добавьте сюда различные виды субури с оружием и парные упражнения, и у вас будет более 1000 различных форм. Эта учебная программа гораздо более сложна, чем программы Ёсинкан, Айкикай или Ки-айкидо Коити Тохэя. Именно эти последние системы являются основой для стилей айкидо, которые распространились в Японии и за рубежом после Второй мировой войны , а не Основателя. Это не означает, что система Ивама превосходна, а просто что она существенно отличается по содержанию и масштабу по сравнению с другими основными стилями айкидо.
Справедливый вопрос: как смогла такая сложная техническая система развиться в изолированной сельской местности Ивамы, если ее создателем был Морихиро Сайто? Сайто получил только среднее образование и, если не считать его короткой рабочей поездки в Токио в качестве служащего Японских железных дорог, он провел свою жизнь до 46 лет в городе Ивама и его окрестностях. Его занятия дзюдо и каратэ в подростковом возрасте были короткими и поверхностными, и на него повлияло то, что он изучил у Основателя, начиная с 1946 года.
Следует отметить, что Уэсиба Морихэй постоянно проживал в Ивама с 1942 по 1955 год, после чего он разделил своё время между Ивама, Токио, и его регулярными поездками в регион Кансай. Сайто сэнсэй всегда утверждал, что Основатель учил в Ивама иначе, чем в других местах, потому что додзё был пристроено к его дому, и он мог заниматься тренировками всякий раз, когда возникало желание. Для сравнения, выступления О-Сэнсэя в Айкикай Хомбу Додзё в Токио в последние годы его жизни были эпизодическим и непредсказуемыми. Его нерегулярный график не позволял преподавать сложную техническую систему в городе. Кроме того, старое токийское додзё было сравнительно небольшим и не позволяло практиковать оружие в отличие от сельской местности Ивама, с ее обширными открытыми пространствами. Кроме того, Айкикай конца 1950-х и 60-х годов имел опытный кадровый состав учителей, которые следили за обучением.
Каковы же тогда возможности происхождения айкидо Ивама? Во-первых, Уэсиба Морихэй действительно преподавал технически богатую систему, включая оружие, в Ивама в течение длительного периода времени с Сайто Морихиро в качестве своего ведущего ученика. Сайто передал методы обучения Основателя в основном нетронутыми, изменив или добавив немного от себя. Во-вторых, Сайто использовал слабо организованные основы айкидо, которые он узнал от Основателя, и разработал собственную сложную учебную программу без постороннего участия, которая существенно отличается от того, чему учил Основатель. В-третьих, Сайто приобрел глубокие знания в айкидо благодаря долгому общению с Основателем и систематизировал этот массив информации в современную, педагогически обоснованную систему.
Третий вывод мне кажется наиболее убедительным. Если читатели видят другие варианты, основанные на имеющихся свидетельствах, которые я упускаю, я был бы рад их принять.
Когда-то я сомневался, что методы Сайто сэнсэя были тесно связаны с учением О-Сэнсэя из-за очевидных различий в их исполнении техник. Я основывался на демонстрациях Основателя в фильмах его последних лет, где он выполнял очень мало техник, многие из которых были связаны с небольшим контактом с его укэ (тот, кто принимает технику). С другой стороны, айкидо Сайто сэнсэя было точным, боевым и технически разнообразным. Однако я был вынужден пересмотреть свое мнение по этому ключевому вопросу после открытия технического руководства «Будо» О-Сэнсэя 1938 года, где фотографии нескольких ключевых базовых техник практически идентичны формам айкидо, преподаваемым Сайто Сэнсэем в Ивама. Мое последующее знакомство с более чем 1000 фотографиями из серии Нома Додзё 1935 года усилило эти изменения в моем мышлении. Сохранились сотни очень точных и сложных техник, происходящих с времён, когда Основатель преподавал Дайто-рю айкидзюдзюцу. Только настоящий мастер боевых искусств мог приобрести такой замечательный набор навыков.
Многие предполагают, что Основатель был несколько бессистемным в своем подходе к обучению, и в годы преподавания в Ивама он оставил нетронутой блестяще задуманную и обширную боевую систему.
Большая часть учебной программы Ивама Сайто Морихиро сэнсэя организована для быстрого обзора техник в его "Полном руководстве по айкидо".
Стенли Пранин, главный редактор Aiki News и Aiki Journal, личный ученик Сайто Морихиро
ВСЁ О БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ ЯПОНИИ В ГРУППЕ
БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ