Что же, со всем этим, кроме прочего см. "Парадокс открытости и закрытости парадокса", можно посмотреть и сериал "Экспансия", название которого было переведено на русский язык в одном из возможных вариантов, как "Пространство". Броделю нет конца и краю, как и конвергентным потокам капитала и конвергентного реализма, так афористически, можно было бы высказать возможный аналоговый смысл такого сериала. И разве что разница с инопланетным разумом, может как-то приостановить разрастание капитализма, за счет все новых и новых пространственных пределов. Теория миров капиталистических экономик Броделя, это теория финансовой пирамиды, перенесенная, едва ли ни в бесконечную даль. Что бодрит в ней, пусть бы и скорее оставленное по себе автором. В сравнении с прошлыми теориями исторического развития мировых систем, в том числе, и экономических, в отличие от теорий исторических империй, основанной на вполне доказанных исторических фактах, что представлена в массиве сериалов и таким как "Основание", миры экономики, приблизительно, начиная с 16 века в Европе, хоть и меняются в своем восхождении и относительном преобладании, но не уничтожаются. И потому, это и не финансовые пирамиды, кроме прочего. Именно поэтому, жители внешнего пояса космических станций, что шагнули к освоению дальних пределов Солнечной системы, и странно может быть ни за водородом или алмазами и рубинами, дожди из которых могут идти на дальних планетах, но за какими-то, что показались быть может более правдоподобными, для авторов сценария, материалами и ископаемыми, могут конкурировать и находить баланс сил с жителями планет в сериале "Экспансия". Потенциально, во всяком случае, Земля и Марс, это не предрассудки почвы и крови, но миры экономики, среди иных миров. И ближайший принцип, что скорее является глубокой интуиций доставшейся от мировой истории, в том числе, и становления вида, именно потому, так может быть, что может быть внешнее, если ни враждебное, то неопределенное. И что же, Бродель, вечен в своем частичном заблуждении? Отнюдь, просто и не просто потому, что резонанс - некая основа любой коммуникации, в том числе, и экономического, обмена и производства, имеет внутренне-внешнюю природу. В 19 веке можно было бы сказать чувственно сверхчувственную, теперь скорее, протяженно не протяженную, если ни фрактальную. Конечно, прямое сравнение трех томов Броделя с сериалом невозможно, просто и не просто потому, что космические станции в большей части сериала, показаны не как переехавшая туда мировая фабрика, на манер Китая, но просто сырьевой придаток, Земли и Марса. Последний, таким же образом, когда-то был простой колонией, но после объявил независимость и развился до возможности противостояния Земле, коль скоро, догнал ее и перегнал, по темпам и часто качеству производимых, прежде всего, вооружений и развития. Но то, что может остановить съемки, ни останавливает воображение, тем более в виду возможной аналогии с историей Марса в сериале?
Это имманентная особенность жизни, что делает ее не однозначной и потому трансцендентной, - жизнь разрастается на своих границах, и раскрывается, в очередной раз, средствами научной фантастики в таком повествовании. Что же может быть относительным антитезисом, в известном смысле, для исторической теории Броделя, что явно модальность некоего понимания истории в его развитии и историческом продолжении, если ни сказать ревизии, и потому, кроме прочего, может иметь в таком понимании и антитезис? Теория автопоэзиса.
Что же, некое исследование молодых ученых экономистов показало, что большая часть из богатых семей за 500 лет существования в Европе, так и осталось богатыми. В таком виде этот результат выглядит ошеломляюще, просто и не просто потому, что история античности говорит о том же, только в отношении иного способа производства. "Олимп", пусть и никому не известный, по большей части, забытый, и не устраивающий показуху, но однозначен. Но даже, если сбросить порядки, и ни один такой количественный, что наверняка могут быть на исходе такого исследования, его результат может быть шокирующим, в виду тех изменений, что претерпел этот полуостров Евразии в социально экономическом и политически правовых отношениях. И что же изменилось? По большому счету едва ли не только то, что массовость "нищеты" обитает на иных уровнях "абсолютности" такой нищеты. Ситуация высмеянная не только мягким, с точки зрения черного юмора, комизмом Бидструпа, что вообще говоря, может быть все еще уместен, как и Страуструп, коль скоро рабочий день в 12 часов, это не тот же что в 8 или в 6, но и более сгущенными красками испанской антиутопии "Платформа". И к чему это все может быть в отношении понятийного расклада в понимании истории? Миф о технике, как и о машине, это только миф, что призван намекнуть, какова бы ни была технологическая связность в своем возможном невероятном развитии и совершенстве, волшебства и чудес техники, это может быть все то же рабство в социально политическом отношении, как на периферии системы, так и внутри ее, в самом центре. И что же, нет никакой надежды на закон, одни копы? Отнюдь, дело в том, что фантастические образы технологических связностей большей частью, как в утопиях, так и в антиутопиях, соответствуют социально политическим предпочтениям и/или предубеждениям, их авторов. И потому закон перехода количественных изменений в качественные, часто, кажется не работает в таких фантазиях. Развитие производительных сил не приводит ни к чему, кроме статус-кво, основанного, часто, на жестокой физической нужде работника, эксплуатации, и конечно, прежде всего на периферии, где ситуация не "нуждающихся" в конвое,- в тюремной и лагерной страже,- "гуляющей" на широкой природе публики, часто, как не странно состоящей из "атомарных" индивидов, и как раз в силу технических возможностей, новейших технологических связностей, может быть всеобщей. Иначе говоря, производительные силы в таких сериалах развиваются или экстенсивно, или мифологически сказочно, на манер печи, что сама ездит или ковра, что сам летает, или палочки, что может кроме, всего прочего, и накормить, если это не специальная скатерть, реплицирующая продукты питания. И иначе, роль человеческого фактора, как и социально политической составляющей исторического процесса, может, как раз, ни смотря ни на какие гиперболы героизма предельно занижаться. Важнейшее- это отношения собственности "белтолоде". Что как раз могут и понимают, пусть бы и в форме обыденной ревизии: "делиться надо",и ни смотря на то, что никогда ни существовали, как и Гамлет - , что эти отношения важнейшее. Но нет развития в этом отношении, нет и производительных сил свойственных им, пусть бы и вся сложность исторического процесса, как раз, и заключалось бы в том, что только в материальном производстве непосредственной жизни общества и индивида, и развертываются действительные исторические изменения исходным образом. В этом смысле, паровая машина дает промышленный капитализм скорее, чем демократия. Но в известном отношении без демократии в науке был бы только застенок, что дает в основном только оружие, а не паровые машины и двигатели всех остальных отраслей производства. Сложность в том, что анархия может дать, едва ли ни только дуба, в известном смысле, пусть бы и ее модальности могли бы вдохновлять и впечатлять, в различного рода, теориях и практиках различного рода научных и информационных связностей, и как раз, в исходном характере старапов, что оформляются во властные иерархии компаний с брендами, только потом. И, антиутопии, могут иметь преимущественное значение перед утопиями, только в том, что их общая, пусть скорее и по умолчанию, оценка таких связностей, как и социально политических отношений- отрицательна. Можно и не называть спор Маркса с анархистом Бакуниным, ни схизмой, ни расколом, но этот хиазм и в силу масштаба, и в силу продуманности, относительно ближайший. Его историческая трансформация неким образом предельно соответствует конвергентной реальности капитализма. Тому простому и не простому обстоятельству что он, то ли скорее жив, чем мертв, то ли скорее мертв, чем жив, что может и перемежается, простым и не простым признанием возможности трансживомертвого состояния, что не предосудительно, и что как ничто, может соответствовать пограничному, как раз, характеру капитала теперь. Первые два таким образом могут сходить за афоризмы, шутки в которых может быть лишь доля правды и таким образом иная доля шутки, последнее состояние, за констатацию массового положения дел. Подобно гигафабрике Тесла капитал, глядит в свое будущее, что может быть подобно истории GM, но что может быть все еще и неизведанным, и именно потому еще и будущим, но может делать это с твердой уверенностью, как раз в том, что он, подобно Мете времени не последний возможный способ производства, и именно потому, что сам по себе порождает буржуазный коммунизм. Жизнь может быть очень разной, и ближайшим образом, это ее основное свойство. Сложность здесь в том, что государственный капитализм, до сих пор может и соперничает с частным капиталом, ни говоря уже о иных способах производства, за такое будущее, что и является частью конвергентных потоков реализма, и для того, и для другого, исторически неизбежно преодолимых преимущественных вариантов, для известного времени, этого способа производства.
Что же сериал? Это кроме прочего наследия, в том числе, и Тарковского, экранизаций вида: "Сталкера" и "Солярис", детектив. Кто убил или что погубило, великую цивилизацию, так и не прибывших пришельцев?
"СТЛА"
Караваев В.Г.