Найти тему

Московские корни абхазских мандаринов.

Спросите у человека, родившегося в СССР, пусть назовет несколько символов Новогодних праздников, и среди прочих он точно вспомнит мандарины.

Да, были времена, когда эти цитрусовые солнечного цвета были сезонным фруктом. И появлялись они в магазинах, аккурат, к Новому Году. А если повезет и их удавалось купить, дом наполнялся чудесным ароматом, предчувствием праздника и ожиданием сказки!

И конечно же мандарины были из Абхазии. Эти два слова были практически синонимы. А вот интересно: откуда такое богатство в этой республике, озолотившее не одну местную семью? Не поверите, следы ведут в…Москву! Давайте разберемся.

Итак, конец XIX начало XX веков в России бум промышленного производства, предприимчивые люди скалачивают капиталы.

Одной из таких фигур был Николай Васильевич Игумнов. Получивший в наследство крупную текстильную мануфактуру в Ярославле, успешно ведя дело, стал одним из крупнейших текстильных промышленников в России, владельцем золотых приисков в Сибири, купцом 1 гильдии.

Николай Васильевич Игумнов  (1855—1924) — русский купец, благотворитель, совладелец торгово-промышленного товарищества «Ярославская Большая мануфактура», владелец золотых приисков в Сибири. (из открытых источников)
Николай Васильевич Игумнов (1855—1924) — русский купец, благотворитель, совладелец торгово-промышленного товарищества «Ярославская Большая мануфактура», владелец золотых приисков в Сибири. (из открытых источников)

Конечно же каждый уважающий себя купец должен иметь дом в Москве и не абы какой и не абы где! И вот в 1895 году на Якиманке появился чудесный дом-дворец.

Говорят, Игумнов потратил на возведение особняка около одного миллиона рублей. Кирпич выписывался из Голландии, а многоцветные керамические изразцы для оформления фасада были изготовлены на фарфоровом заводе Кузнецова.

«Дом купца Игумнова» - один из красивейших домов в Москве. Сегодня это резиденция посла Франции. (фото из открытых источников)
«Дом купца Игумнова» - один из красивейших домов в Москве. Сегодня это резиденция посла Франции. (фото из открытых источников)

Николай Васильевич Игумнов был личностью незаурядной, амбициозной, но, как и все богатеи гулял, кутил, чудил. Однажды такое чудачество вышло ему боком.

На одном из балов, дабы поразить гостей, он выложил весь пол в парадной зале особняка новенькими золотыми червонцами. Восхищенные гости были в восторге!

Правда их восторг не разделил император Николай II. Завистники и злопыхатели быстренько доложили куда следует, что московские купчишки совсем страх потеряли и на балу выплясывали всякие там каркавяки, топча при этом лик государев. На монетах то изображен был профиль августейший!

Реакция царя была молниеносной и жесткой: опала-конфискация-ссылка. Правда сослали его не в Сибирь «лес напильником валить», но тоже не на курорт, а в настоящую дыру (по тем временам) в Абхазию в село Алахадзы, окруженное болотами, кишащими малярийными комарами.

Но характер Николая Васильевича и его предпринимательская жилка не дали сгинуть ему в этой дыре. Он покупает землю, высаживает тысячи саженцев эвкалиптов и болотных кипарисов - эти деревья отлично вытягивают из почвы лишнюю влагу.

Интересно: очень внимательные продвинутые пользователи google утверждают, что до сих пор на спутниковой карте Абхазии в посёлке Алахадзы можно различить его инициалы: «ИНВ» – это кипарисовые аллеи, фигурно высаженные сто лет назад, не знаю у меня не получилось увидеть…

После того, как удалось осушить территорию, по заказу Игумнова в Алахадзы доставили из Ярославля племенной скот.

Параллельно организовал рыбное хозяйство с консервным заводом, выписав для работы полторы сотни донских рыбаков и построив для них комфортабельное жилье.

Местный климат наводит на мысль о развитии садоводства. Игумнов решается на масштабный проект. По морю были доставлены сотни барж с кубанским черноземом, из Турции были заказаны семена и саженцы невиданных в той местности мандаринов, манго, сорго, киви.

Предприниматель сам отбирал лучшие сорта для своего поместья. Через несколько лет принял решение засадить большую часть земли мандариновыми садами. Эти фрукты давали стабильные урожаи и хорошо переносили транспортировку, могли дозревать в пути и имели высокий спрос, поскольку приезжали в магазины как раз к рождественским праздникам…

Хозяйство росло и развивалось... В 1917 году, как водилось, собственность была «добровольно» передана в руки рабочих и крестьян. Хозяйство получило громкое название «Цитрусовый совхоз имени Третьего Интернационала».

Сам бывший хозяин проработал в этом «интернационале» до своей кончины в 1924 году простым агрономом.

Вот так, как говорится: не было бы счастья, на несчастье помогло. Так благодаря чаяниям русского купца Николая Васильевича Игумнова гиблые земли близ села Алахадзы стали по истине садовым раем, а Абхазия славится своими солнечными фруктами – вкуснейшими мандаринами.

В Абхазии чтят память о Николае Васильевиче Игумнове. Не так давно была обновлена гранитная плита на могиле человека, который столько сделал для этого края.

Место упокоения Игумнова Николая Васильевича в селе Алахадзы. Надпись на надгробии: "Игумнов Николай Васильевич, русский купец первой гильдии, обустроил посёлок Алахадзы. 1855-1924. От благодарных потомков". (фото из открытых источников)
Место упокоения Игумнова Николая Васильевича в селе Алахадзы. Надпись на надгробии: "Игумнов Николай Васильевич, русский купец первой гильдии, обустроил посёлок Алахадзы. 1855-1924. От благодарных потомков". (фото из открытых источников)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц