Автор: Алия Хамидуллина, Asia-Plus
25 марта эфир программы «Жди меня» на российском канале НТВ был посвящен сразу двух героям из Таджикистана. Обе истории оказались очень трогательными, грустными и одновременно радостными. Ведь в каждой из них нашлись те, кого искали много лет.
«Ищите друг друга, что бы ни было, и ждите, несмотря ни на что!» - гласит слоган передачи «Жди меня», которая помогает людям в поисках родных и близких людей.
Среди тех, кто ищет и ждет – люди с разных уголков планеты. В одном из мартовских выпусков программы героями стали жители Таджикистана.
Обе истории берут начало с того неспокойного времени, когда страна переживала сложные и тяжелые для нее времена. Развал союза и гражданская война заставляли многих людей покидать родину: кто-то вынужден был навсегда оставить родной дом, кто-то уезжал на заработки.
«Прости меня, если сможешь»
Так случилось и в семье Нинетты Кокшаровой из Гафурова Согдийской области, чей младший брат Георгий в 1994 году уехал в Москву. С тех пор родные его не видели. В 2002 году на их адрес пришла повестка из Мытищинского народного суда Московской области о том, что Георгий проходил свидетелем по одному делу, подробности которого не раскрывались.
Нинетта неоднократно обращалась в ОВД по месту жительства, но узнать ничего не удавалось.
В 2018 году дочь Нинетты оставила заявку на сайте «Жди меня». И спустя четыре года в студии передачи состоялась долгожданная встреча сестры и брата. К сожалению, маме и старшей сестре Георгия не удалось дождаться этого момента.
Узнав о том, что их не стало, мужчина горько расплакался.
Жизнь Георгия в Москве не сложилась. Стремление заработать на чужбине обернулось для мужчины бесконечными мытарствами.
Он связался «не с теми» людьми, потерял работу, начал пить. Документы у него украли, и Георгий стал жить, где придется: перебивался мимолетными заработками, искал еду в мусорных баках.
Домой возвращаться было стыдно. Он часто вспоминал слова своей матери, которая просила сына не уезжать, но он не послушал ее.
Встреча сестры и брата спустя 28 лет заставила зрителей смахивать слезы.
«Как ты мог, Господи... Что же ты наделал?», - обнимая брата, плакала Нинетта. «Прости меня, если сможешь», - всхлипывал Георгий.
А за кулисами его ждала племянница, дочь Нинетты, та самая, что оставила заявку на сайте передачи.
Как сообщила позже в беседе с «Азия-Плюс» Нинетта, сейчас Георгий находится в Чувашии у своих друзей. Сама она - у дочерей в России. Они общаются по телефону. Однако у мужчины имеются проблемы с получением документов.
- Уезжал он с советским паспортом и таджикского не получал. Когда был в Москве, обращался в Посольство Таджикистана. Там сказали, что нужно свидетельство о рождении, а его у брата нет. Его можно восстановить в ЗАГСе в Гафурове. Мне сказали, что можно это сделать по доверенности от него, но кто ж ее даст, если у него нет паспорта. Замкнутый круг, а как его разорвать, я пока не знаю, - говорит женщина.
Отъезд с бабушкой
Вторая история, где также спустя многие годы встретились брат с сестрой, оказалась не менее проникновенной и трогательной. О ней мы расскажем более подробнее, ведь снимать героиню отправилась съемочная группа телевидения «Диёр» из Худжанда.
- С телеканалом НТВ и передачей «Жди меня» мы сотрудничаем уже некоторое время. И первая наша история была о бездомном африканце из Танзании Салиме Кимбумбуни, акробате, который оказался в Худжанде, - рассказывает Фируза Мирджумаева, директор телеканала «Диёр». – Мы сняли для «Жди меня» два репортажа: о его жизни тут, и как мы его провожаем в аэропорту.
Спустя какое-то время на почту Фирузе пришло новое письмо, где ее просят поехать в село Бустон Матчинского района. Там проживает девушка Зульфия Баховадинова (Таджидинова), которую разыскивал ее родной брат.
- «А это точно не шутка?» – несколько раз спросили меня герои, когда мы собирались к ним на съемки, - рассказывает Фируза. – И даже после звонка из Москвы, они до сих пор не верили, что все это происходит на самом деле.
Как оказалось, в 2016 году, Николай, брат Зульфии, оставил заявку на сайте телепередачи. В ней он рассказывает свою историю и просит разыскать его мать и сестру Зулю.
Родился он в 1990 году в Душанбе, где 11 лет прожил со своей семьей в поселке Табачный возле района Гипрозем, рядом с 201-й российской войсковой частью.
Николай указывает в заявке, что «мать была любительницей выпить». Поэтому он жил с бабушкой, а в 2001 году она забрала его и брата Евгения в Россию в Воронежскую область.
«Мать пришла нас провожать, но с нами лететь не захотела», - пишет Николай.
С матерью в Душанбе осталась маленькая Зульфия, которая родилась от второго, гражданского брака.
В этот же год бабушка умирает и опекунство над мальчиками берет родная тетя, сестра мамы, у которой они и проживали в России. Мать какое-то время звонила, но потом связь прервалась, и с тех пор Николай не имел никакой информации о маме и сестренке. До тех пор, пока на сайте в 2021 году не появилась заявка с просьбой найти двух братьев, Николая и Евгения.
Невестка вместо дочери
- Я часто замечал, что невестка постоянно о чем-то думает, блуждает в своих мыслях, - рассказывает Исматулло Курбанов, свекр Зульфии. – Как оказалось, она уже давно хотела найти свою мать и братьев и сильно по ним скучала. И тогда на семейном совете было принято решение подать заявку на передачу «Жди меня».
Жизнь Зульфии до замужества была несладкой и от ее истории временами становилось не по себе.
Впервые Исматулло увидел Зульфию в ее отчем доме в Исфаре: худенькая и хрупкая девушка, а в глазах грусть.
– Узнал, что дело доходило и до рукоприкладства и издевательств – и зубы выбивали и руки ломали, - рассказывает в сюжете Исматулло. - Я видел, какой беззащитной была Зульфия. И тогда я решил познакомить ее со своим сыном. Они понравились друг другу, полгода общались, дарили друг другу подарки, а потом мы сыграли свадьбу. У нас с женой нет дочери, и Зульфия заменила нам ее. Она умничка – хорошо готовит, аккуратная и по дому хорошая хозяйка.
Сейчас Зульфия работает в сельской школе, преподает русский язык и литературу. У нее подрастает маленький сын. Пока муж находится в трудовой миграции, с ребенком ей помогают свекр со свекровью, которые заменили ей родителей.
«Русская дочь»
В 2006 году из-за пьянства родителей Зульфия попала в один из душанбинских интернатов. Там она прожила год, после чего ее забрали в Исфару по просьбе отца, куда он вернулся к первой семье и сыновьям. При этом мать Зульфии куда-то пропала.
Девушку можно смело назвать Золушкой. Ведь ее жизнь, и вправду, напоминает сюжет из знаменитой сказки.
Добрая, работящая и милосердная, она только и делала, что убиралась по дому, готовила и ухаживала за больными родственниками: сначала за отцом, у которого случился инсульт, потом за мачехой и братом.
Вспоминая свою жизнь в Исфаре, Зульфия невольно меняется в лице. Особенно ей доставалось от третьего брата, который выпивал, скандалил и упрекал отца в том, что он привел «русскую дочь» в их дом. «Она нас обязательно опозорит», - говорил он отцу. Эта обидная фраза огнем отзывалась в сердце девушки.
- Я закрывалась одеялом и горько плакала, аж подушка была вся мокрая, - вспоминает девушка. – Потом умер отец, мачеха и у меня не осталось ни одной родной души, кто бы любил меня. Спасала школа, потом университет в Худжанде, куда я поступила на педагога.
Встреча спустя 20 лет
Несмотря на все тяготы и сложности своей жизни, девушка не озлобилась. Она с любовью вспоминает о своей маме Елене, называя ее красавицей. Вспоминает, как в детстве по выходным отец водил ее с братьями в парк.
- Когда мама была трезвой, в доме все сияло от чистоты, - вспоминает Зульфия. – Отец был высоким, с черными бровями и ремонтировал машины. Брата Николая я не помню, он уехал раньше, когда я была еще маленькой. Но хорошо помню старшего брата Евгения, он всегда брал меня с собой.
И вот, на глазах у миллионов зрителей состоялась долгожданная и трогательная встреча брата и сестры, которым суждено было расстаться на долгих 20 лет. К сожалению, мать найти пока не удалось.
Держа крепко за руки Зульфию, Николай с надеждой и слезами повторил данные своей матери:
«Сергеева Елена Николаевна, 16 декабря 1966 года рождения. Жили мы в Душанбе, в поселке Табачный около 201-й российской дивизии. Бабушка Антонина Григорьевна работала в резиденции у президента Эмомали Рахмонова. Там же работала баба Настя, замужем была за Фединым Евгением. Квартира у них была у цирка. Мать, помню, сдавала кровь, была донором. Имела какие-то значки, награды. Если вдруг окажется, что она жива, я готов забрать ее к себе».