Найти в Дзене

Сторителлинг и сценарии

Сегодня рассмотрим оставшиеся два метода дизайна бизнес-модели, предложенные Остервальдом и Пинье (начало здесь и здесь). Сторителлинг. По своей природе новые или инновационные бизнес-модели с трудом поддаются описанию и разъяснению. Они подрывают статус-кво, меняя привычный порядок вещей. Они заставляют слушателей задумываться над новыми возможностями. Сопротивление – типичная реакция на внедрение новых бизнес-моделей. И крайне важно найти такой способ их подачи, который мог бы помочь преодолеть это сопротивление. Хорошо закрученная история увлечет слушателей, так что рассказ – это идеальный способ подготовить аудиторию к серьезной дискуссии на тему бизнес-моделирования и логики, на котором оно основано. Подкрепляя историю наглядностью шаблона бизнес-модели, мы можем преодолеть сопротивление неизвестному. Цель рассказа – представить бизнес-модель в привлекательном, осязаемом виде. Ваша история должна быть простой, и в ней должен быть всего один герой. Каким он будет и какую точку зрен

Сегодня рассмотрим оставшиеся два метода дизайна бизнес-модели, предложенные Остервальдом и Пинье (начало здесь и здесь).

Сторителлинг. По своей природе новые или инновационные бизнес-модели с трудом поддаются описанию и разъяснению. Они подрывают статус-кво, меняя привычный порядок вещей. Они заставляют слушателей задумываться над новыми возможностями. Сопротивление – типичная реакция на внедрение новых бизнес-моделей. И крайне важно найти такой способ их подачи, который мог бы помочь преодолеть это сопротивление. Хорошо закрученная история увлечет слушателей, так что рассказ – это идеальный способ подготовить аудиторию к серьезной дискуссии на тему бизнес-моделирования и логики, на котором оно основано. Подкрепляя историю наглядностью шаблона бизнес-модели, мы можем преодолеть сопротивление неизвестному.

Цель рассказа – представить бизнес-модель в привлекательном, осязаемом виде. Ваша история должна быть простой, и в ней должен быть всего один герой. Каким он будет и какую точку зрения будет представлять – зависит от аудитории. История может быть рассказана как через перспективу компании, так и через перспективу потребителя.

Сценарии могут оказаться полезными в качестве стимулирующего и направляющего фактора в дизайне новых бизнес-моделей или инновационных преобразованиях уже существующих. Подобно визуализации, прототипированию и сторителлингу, сценарии помогают сделать абстрактное конкретным. Их главное назначение – структурирование процесса бизнес-моделирования путем конкретизации и детализации контекста дизайна.

Цель составления сценариев, которые помогают придумать инновационные бизнес-модели, – подготовиться к будущим переменам. Этот процесс связан с принятием важных решений, так как его участникам придется представить себя в конкретной ситуации в будущем, построенной на точных (хотя и предполагаемых) фактах.

Сценарии могут быть двух типов. Первый описывает различные характеристики потребления: как используются товары или услуги, какие группы потребителей их используют, а также проблемы, желания и цели потребителей. В процессе дизайна бизнес-моделей потребительские сценарии помогают выбрать правильное направление поиска: решить, например, какие каналы сбыта наиболее удобны, какой тип взаимоотношений установить с клиентами, за решение каких задач потребители готовы платить. Создав сценарии для разных потребительских сегментов, можно понять, возможно ли обслуживать эти сегменты с помощью единственной бизнес-модели или же придется видоизменять ее для каждого из них?

Сценарии второго типа представляют условия рынка будущего, в которых новая модель должна быть конкурентоспособной. Цель такого сценария – не пытаться предсказать будущее, а как можно детальнее представить разные варианты развития событий. Используя сценарии, можно быть готовым к тому, что ждет завтра.