Найти тему

Как говорить о травле с детьми детсадовского возраста?

Ниже в статье будет про то, как Варе и другим детям показался костюм одного мальчика смешным. Кто бы говорил ...
Ниже в статье будет про то, как Варе и другим детям показался костюм одного мальчика смешным. Кто бы говорил ...

Недавно получила вот такой вопрос от читательницы моей книги «Травля: со взрослыми согласовано»:

Скрин из Директ
Скрин из Директ

Скрин из Директ
Скрин из Директ

Хочу обратить внимание на два момента прежде, чем перейду к ответу:

· Альбина абсолютно оправданно переживает. Я неоднократно писала здесь на канале, что в травле нужно менять (лечить, улучшать) не жертву, а именно группу. Если группа уже заражена «вирусом травли», то жертвой легко станет любой неформатный ребёнок, тот, кто иной, отличается от лидера и сплотившейся вокруг него свиты, и тот, кто неудобен, отличается «плохим» поведением. «Плохим» я намеренно взяла в кавычки, так как часто в это определение попадают дети, слишком явно (слишком для взрослого) выражающие свои потребности. Альбина всё верно расценила, если в группе есть травля, ей может быть подвержен кто угодно.

· Я уже сказала это Альбине в личном общении и хочу повторить здесь. Огромный шаг к профилактике и лечению травли — это то, что она, будучи совершенно чужой мамой для мальчика-жертвы, думает о том, как ему помочь. Чужих детей нет. Если каждый взрослый будет думать именно так, то у травли будет очень мало шансов.

А теперь вернусь к вопросу. Мне, конечно, очень приятно, что Альбина ищет слова, которыми можно поговорить со своим детсадовским ребёнком, в моей книге, но там она их вряд ли отыщет. Там она, бесспорно, найдёт установки для себя, но не слова для малыша.

Если честно, таких специальных слов для детей младшего возраста и нет. Да и в этом возрасте нужно говорить не столько о травле, сколько об инаковости. С малышами очень эффективно работает педагогический сторителлинг — это методика, которая предполагает использование историй для достижения образовательных целей и результатов.

Истории самого разного формата. Книжки, мультики, спектакли, песни, стишки, фильмы, сценки. Любой руководитель или воспитатель детского сада понимает, о чём идёт речь. Родители могут делать то же самое. Важно помнить — чтобы сторителлинг работал именно как педагогическая методика, нужно не просто познакомиться с историей, но обсудить её. А потом неоднократно возвращаться, когда контекст благоприятный.

Поделюсь тем, что мы уже успели изучить с моей 4-летней Варей.

· Смотрели старый советский мультфильм «Гадкий утёнок». Обсуждали, каково это — быть утёнком, что он чувствовал. А ещё обязательно поговорили про остальных уток. Утёнок-то в итоге похорошел и покинул их. А они так и остались, где были. С какими мыслями остались. Хорошо ли им там самим с собой?

· Смотрели много разных спектаклей, как ни странно, из последнего я нашла тему инаковости в известном спектакле Театра Сатиры «Карлсон, который живёт на крыше». Это тот, в котором раньше Спартак-Мишулин играл. Я увидела сценку, где Карлсон объясняет Малышу, почему он живёт один, прячет свой домик от людей, почему не хочет, чтобы взрослые ходили к нему в гости. После спектакля я именно за эту сценку зацепилась, обсуждали с Варей.

· Постоянно перечитываем серию книг про Крокодила и Жирафиню Даниелы Кулот. Там весь сюжет построен на инаковости и непохожести парочки, которая вместе несмотря ни на что. Жирафиня намного выше Крокодила. В одной из историй описана классическая травля. Они едут сначала в Крокоград, где крокодилы косо смотрят на Жирафиню, потом в Жирафбург, где жирафы смеются над Крокодилом. Всё заканчивается хорошо, странная парочка спасает целую семью от пожара, что поворачивает сознание всех окружающих на 180 градусов. Все (а главное — ваш юный читатель) понимают, что дело не во внешности, и вообще не в том, похож ты на большинство или нет, дело в твоих внутренних качествах, в первую очередь в неравнодушии.

Варя очень любит эти три книжки
Варя очень любит эти три книжки

Список можно бесконечно продолжать. Про инаковость и травлю для малышей написано, снято, поставлено много чего. Можно и на одной истории сфокусироваться, как моя Варя, например, бесконечно может слушать про Крокодила и Жирафиню и обсуждать на своём детском языке, как важна не внешняя красота, которая в глазах смотрящего, а внутренняя. Важно именно обсуждать, а при случае возвращаться к этому. Как-то она пришла из сада и сказала, что у одного мальчика был странный костюм, и все посмеялись, а мальчик заплакал. Это был тот самый момент, когда пришлось посадить на коленки и сказать: «А помнишь, что чувствовала Жирафиня, когда над ней посмеялись все жители Крокограда?»

А вы как говорите на эти темы со своей малышнёй?

Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Здесь я пишу о детях, о школе, о травле, об образовании в целом, о людях, делюсь реальными историями.

Если вы неравнодушный педагог или осознанный родитель, который хочет знать больше о школе, приглашаю вас в нашу Телеграмм-группу «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.

Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.