Найти тему
Призраки Формулы-1

Rial ARC1. Немецкая «Синяя Феррари»

Всем привет! С Вами Призраки Формулы-1, и сегодня мы рассмотрим историю возвращения команды не самого однозначного персонажа в Формуле-1 - Ханса-Гюнтера Шмида.

Густав Брюннер (слева) и Ханс-Гюнтер Шмидт (справа)
Густав Брюннер (слева) и Ханс-Гюнтер Шмидт (справа)

Немецкий бизнесмен смог сделать неплохое состояние на деталях для тюнинга автомобилей. К тому же, он выступал в ралли и туринге, и пойманный "вирус автоспорта" его привёл сначала в Европейскую Формулу-2, а затем и в Формулу-1. Закрытие команды Penske позволило выкупить практически всё оборудование, и весьма неплохие шасси Penske PC4 (Джон Уотсон выиграл на нём единственную гонку для американцев в Формуле-1), и дебютная гонка прошла весьма успешно, француз Жан-Пьер Жарье набрал очко за шестое место в гонке на трассе Лонг-Бич, но за следующие восемь лет количество очков не перевалило даже за десяток, не малую роль в этом сыграл сам Шмид, который менял пилотов и дизайнеров, как перчатки.

Герхард Бергер за рулём ATS D7 — BMW
Герхард Бергер за рулём ATS D7 — BMW

Даже поддержка BMW не помогла команде хотя бы один подиум завоевать, и в конце 1984 года команда закрылась. Казалось бы, после не самых удачных выступлений немец должен был сменить свои взгляды на другие соревнования, но смены в регламенте, при которых в 1989 году вступал запрет на турбированные моторы сыграли свою роль в том, чтобы немец вернулся вновь в паддок.

Андреа де Чезарис на трассе Рио на Гран-При Бразилии 1988 года
Андреа де Чезарис на трассе Рио на Гран-При Бразилии 1988 года

Под "дочерним" брендом Rial команда Шмида стала готовиться к сезону 1988 года, заручившись при этом дизайнером Густавом Брюннером, который уже работал со Шмидом в 1983 и 1984 годах. Пилотом стал к тому моменту уже ветеран Больших Призов Андреа де Чезарис, который сначала хотел подписать контракт с другой немецкой командой, Zakspeed, но после того, как переговоры зашли в тупик, итальянец ушёл в новую-старую команду.

Механики работают над болидом де Чезариса
Механики работают над болидом де Чезариса

Меж тем австрийский дизайнер, который перешёл ни много ни мало из Феррари, создал для команды своё детище - Rial ARC1, который быстро получил в паддоке прозвище "Синяя Феррари", за свои очевидные сходства с предыдущей работой Брюннера - Ferrari F1/87. Только из-за того, что в немецкой машине устанавливался не турбомотор, а атмосферник Ford Cosworth DFZ, ARC1 получил заметно меньшие боковые понтоны, кожух двигателя и топливный бак. Кроме того, Брюннер разработал интересную переднюю подвеску, в которой амортизаторы располагались горизонтально относительно шасси. Коробка также была своя, ручная шестиступенчатая.

«И зачем я в это ввязался…»
«И зачем я в это ввязался…»

Одной из причиной отказа от турбомотора стал сам Шмид, заявивший в интервью следующее:" ... по моему мнению, чемпионом 1988 года станет пилот на автомобиле с атмосферным двигателем, потому что я считаю, что турбомоторы столкнутся с нехваткой топлива на большинстве трасс чемпионата." Но как мы знаем, история сложилась абсолютно наоборот.

Тем не менее, на первых тестах в Имоле итальянец удивил собравшихся журналистов, показав весьма достойное время: 1.32.6, проиграв лишь две десятые бельгийцу Тьерри Бутсену на Бенеттон с атмосферником Форд Косворт, и чуть больше трёх секунд уступив Алену Просту на МакЛарен-Хонда. К бразильскому Гран-При команда подошла в хорошей форме, чем и доказала 14 местом на стартовом поле.

Репутация человека-аварии делала своё дело….
Репутация человека-аварии делала своё дело….

Но не зря у итальянца была дурная репутация сходить с трассы по поводу и без, но это был тот случай, когда вины де Чезариса не было, не сдюжил двигатель. Но надо отметить, что в какой-то момент гонки Андреа боролся за попадание в очковую зону, и кто знает, как для него могла на самом деле закончиться гонка, если бы не сход. Как выяснилось, у Rial ARC1 был едва ли не самый маленький топливный бак в пелетоне! И это не раз сыграло злую шутку с командой в том сезоне.

Весьма бодрые выступления в квалификации (за весь сезон де Чезарис стабильно квалифицировался на 12-16 местах, изредка опускаясь ниже) давали повод для оптимизма. Однако сходы в Имоле (на первом же круге сломалась подвеска), Монако (отказ двигателя) и Мексике (отказ трансмиссии) не показывали потенциала болида, разве что потенциала к поломкам.

Типичная картина для 1988 года, очередной сход де Чезариса, на этот раз в Монако
Типичная картина для 1988 года, очередной сход де Чезариса, на этот раз в Монако

Первый реальный шанс представился команде в Канаде. При старте с 12 места (повторение лучшего результата в сезоне), итальянец шёл весьма уверенно по ходу всей дистанции, и к концу гонки очутился на пятом месте, прямо за трехкратным чемпионом Нельсоном Пике, но за три круга до финиша бак Rial ARC1 опустел, и команда упустила шанс заработать очки (де Чезарис был классифицирован лишь девятым). Но ждать пришлось недолго…

В Детройте при старте с того же 12 места, де Чезарис приехал четвёртым! Пока пилоты сталкивались с разными трудностями на трассе, итальянец методично продвигался вверх по гоночному протоколу, что и привело в итоге к такому результату (даже несмотря на то, что в какой-то момент у де Чезариса стало барахлить сцепление). Казалось бы, после такого выступления команду должно прорвать, но…

К сожалению, надёжность болида хромала на все четыре колеса….
К сожалению, надёжность болида хромала на все четыре колеса….

Во Франции итальянец финишировал лишь десятым, из-за проблем на пит-стопе. Британская гонка для невезучего итальянца закончилась ранней поломкой сцепления, а в Германии, несмотря на то, что лучший круг Андреа был четвёртым(!) по скорости (впереди были лишь Алессандро Наннини на Бенеттоне и дуэт МакЛарена), саму же гонку команда закончила за пределами десятки из-за двух разворотов по ходу дистанции.

Андреа де Чезарис и Айртон Сенна на трассе Сильверстоун, 1988 год
Андреа де Чезарис и Айртон Сенна на трассе Сильверстоун, 1988 год

Финиш в Хоккенхаймринге стал для команды последним по ходу сезона. Ненадёжность болида сыграла свою роль, но кроме этого хватало происшествий. В Бельгии де Чезарис не поделил дорогу с упёртым Рене Арну, а в Италии "дорогу перебежал" уже соотечественник, Пьерлуиджи Мартини.

В Австралии команда едва не повторила результат Детройта. При старте с 15 места, итальянский пилот взял весьма неплохой темп, показал пятое лучшее время круга, и мог побороться за пятое место с Тьерри Бутсеном, но ураганный темп привёл к тому, что за пять кругов на борту не осталось ни капли топлива, и был классифицирован лишь восьмым.

Не только в гонках просыпалась у Андреа склонность к авариям, вылет в первой квалификации Гран-При Японии 1988 года
Не только в гонках просыпалась у Андреа склонность к авариям, вылет в первой квалификации Гран-При Японии 1988 года

После весьма хорошего сезона, команда стала готовиться к новому, но ещё в мае стало известно, что Брюннер переходит в стан соперников из Zakspeed, что накалило отношения между двумя немецкими руководителями команд. Команда решила расширить своё присутствие до двух болидов, и за руль сели два немца: опытный Кристиан Даннер и новичок Фолькер Вайдлер. Но эту историю мы рассмотрим отдельно и в ближайшее время.

С Вами были Призраки Формулы-1, до новых встреч!

#Формула-1