Найти тему
Вечерняя Москва

Образцовая ячейка общества: 5 преимуществ Надежды Крупской перед соперницами

Надежда Крупская пережила своего "вечно живого" супруга Владимира Ульянова-Ленина на 15 лет. Была ли их семья настоящей или только союзом соратников? Среди исследователей всегда были сторонники обеих версий, а тут еще третья образовалась...

Адепты первой версии считают, что Наденька Крупская в молодости была вполне привлекательной, так её описывают и крестьяне из Шушенского, где в ссылке она стала женой Ульянова. Сельчане говорили, что у тоненькой Нади была доброта и сияние в глазах, хорошая улыбка и роскошная коса. Владимир после некоторого опыта в общении с дамами по зову сердца предпочёл неприспособленную к быту интеллектуалку и пламенную революционерку красавицам-пустышкам и даже искусной домохозяйке и прелестнице, хотя и активной партийке, Инессе Арманд.

Приверженцы второй версии полагают, что ни Ильичу, ни фригидной Надежде телесных услад не требовалось, есть свидетельства, что у них и супружеской постели никогда не было, всегда - две кровати. Зато альянс верных товарищей по борьбе за народное счастье - и выгодный союз крепче всяких любовей, и идеальное представление о вожде народа. Эти исследователи говорят, что Ленина не отвратила грубая внешность будущей супруги, о которой, вроде бы, сказано в редакционном ответе на письмо читательницы: "Дорогая Катя, ты не должна отчаиваться. Вот Надежда Константиновна уж на что мордоворот была, а какого парня отхватила!".

Недавно возникшая версия альтернативна сразу обеим предыдущим. Якобы на мать и дочь Крупских после смерти главы семейства оказывали пропагандистское влияние масоны. 15-летнюю Надю с целью морального подчинения искусно совратили. А в дальнейшем у неё было задание обеспечить знакомство с лидером социал-демократов и всегда быть при нём, подсовывая ему нужные мысли. Историки расходятся во мнении: кто кому сделал предложение о женитьбе, переписка Ульянова и Крупской на эту тему не сохранилась. Хотя популярна ссылка писателей на ответ Надежды Константиновны на приглашение приехать к "Старику" (партийная кличка молодого Владимира Ульянова) в ссылку в Шушенское: "Что ж, женой, так женой!".

Самое циничное предположение наших современников: скучающий в тюрьме Владимир Ульянов по примеру других сидельцев завёл себе "заочницу" для переписки и передач, и по сложившейся арестантской традиции называл её невестой. А Наденька, старая дева, возьми и воспользуйся ситуацией: когда им почти одновременно назначили ссылку, она вместо Уфы выправила себе документы в Шушенское как невеста Ульянова. Суд постановил: если в определённый срок невеста не станет супругой названного ссыльного, перевести её в Уфу. Надежда для верности прихватила с собой матушку, мечтавшую пристроить дочь хоть к кому-нибудь, а на месте всё и сладилось.

Так или иначе, по настоянию тёщи свадьбу сыграли по церковным канонам 10 июля 1898 года. Ссылка молодожёнов, надо полагать, не тяготила. Как потом вспоминали сами Ульянов и Крупская, они много гуляли, принимали гостей, беседовали, играли, ходили на охоту и рыбалку, по грибы и ягоды, катались на лодках, велосипедах, плавали, Владимир приучал жену к гимнастике. На казённое обеспечение ссыльных и приличную вдовью пенсию тёщи они сытно питались, выписывали из столиц книги и минеральную воду. А все домашние хлопоты пожизненно взяла на себя тёща Ленина, да ещё ей в помощницы наняли 13-летнюю местную селянку.

Добавим, что Шушенское и Кокушкино были родовыми имениями семьи Ульяновых, а это тоже приносит доход. Надежда Константиновна впоследствии сетовала: "Правда, обед и ужин был простоват – одну неделю для Владимира Ильича убивали барана, которым кормили его изо дня в день, пока всего не съест, как съест – покупали на неделю мяса... В общем, ссылка прошла неплохо… По-моему, он ужасно поздоровел, и вид у него блестящий".

В постсоветское время стала известна история любви Владимира Ленина и революционерки Инессы Арманд, некоторое время, в 1910-х годах, они даже жили втроём с Крупской. Потом то ли Надежда Константиновна, уже больная базедовой болезнью, собралась уступить место сопернице, да Ильич остановил её, то ли Крупская выставила ультиматум: она или любовница, то ли благоразумно увезла мужа в долгую дальнюю поездку, где его разум совладал с чувствами.

"Вечерняя Москва" рассуждает, почему по той или иной причине Владимир Ульянов-Ленин ни на кого не променял свою единственную жену Надежду Крупскую.

В предположениях мы опирались на известные факты и цитаты очевидцев истории, которыми изобилует исследование Владимира и Константина Ткаченко "Частная жизнь вождей - Ленин, Сталин, Троцкий".

1. Надежда была незаменимым - грамотным, умным, педантичным - секретарём-референтом Ленина, любящего только творческую работу. Она кропотливо переделывала ворохи трудоёмкой работы, с которой мало кто справился бы: шифровала и дешифровала переписку с товарищами, переводила тексты с немецкого, классифицировала заметки. Известный революционер Ольминский определил: "Она всю работу, так сказать, черновую, исполняла, она оставляла ему самую чистую работу, а все конспиративные сношения, шифровки, транспорт, сношения с Россией, все вела сама. И поэтому, когда мы говорим – Ленин великий организатор, то я добавляю, что Ленин с помощью Надежды Константиновны – великий организатор". Потерять столь ценного сотрудника означало поставить под угрозу всё дело жизни.

2. Владимир и Надежда были единомышленниками и в общечеловеческой жизни. Родители обоих молодых людей воспитали в одной системе координат, придерживаясь народовольческих взглядов. Но и для матери Крупской было удивительно, что Надя не говорит мужу ласковых слов, в ходу деловое - товарищ. Для них обоих духовная близость была неизмеримо важней физической - общие идеалы, цели, мечты. Инесса Арманд, открывшая Владимиру чувственную страсть, смущала его свободой взглядов на интимную жизнь. При сильной эмоциональной привязанности к Ульянову, она настаивала на равноправии женщины в вопросах развития любви, старомодный в таких вопросах Владимир не принимал новых веяний. Инесса слыла исправной хозяйкой, но и это Ильичу не пригодилось. Он сам не умел гвоздя забить, его жена никогда не прибирала в доме, а приготовление пищи называла мурой, и им это не мешало, зато высвобождало для чтения книг и изучения политики. Джордж Реймент, дававший в Лондоне Ленину и Крупской уроки английского языка, вспоминал: "Больше всего эта семья меня поразила какой-то жуткой неприспособленностью к бытовым проблемам. В их квартире было постоянно не убрано, словно хозяева собираются вот-вот куда-то переехать. Я ни разу не видел, чтобы Крупская занималась по хозяйству". А семья просто демонстрировала презрение к буржуазному быту, ненавидела мещанство.

3. Надежда Константиновна создала вспыльчивому, раздражительному супругу комфортную атмосферу существования. Эмоциональная, дерзкая Инесса Арманд дискутировала, отстаивала свои позиции, имела радикальные взгляды. Ленин гневался, ярился. Уравновешенная, скромная, покладистая, даже холодная Надежда всегда была согласна с мужем, хотя бы на словах и в момент его возбуждения. И тогда Ленин легче переносил постоянную бессонницу, головную боль. И пусть Наденька, как сама признавалась, "опрокидывала ухватом суп с клецками, которые рассыпались по исподу", зато умела слушать, молчать и подбадривать: "Когда он писал, ни о чем уж с ним не говорила, ни о чем не спрашивала. Потом, на прогулке, он рассказывал, что он пишет, о чем думает. Это стало для него такой же потребностью, как шепотком проговорить себе статью, прежде чем её написать". Шумная, экстравертная Инесса тянула в большое общество, Владимиру было приятней уединение. Коммуну для "искровцев" в Лондоне создали по требованию Ленина, однако, для себя он сделал исключение, дескать, совершенно не может быть постоянно на людях. Надя составляла ему компанию в тихих походах: "Мы с Владимиром Ильичом взяли мешки и ушли на месяц в горы. Сначала пошла было с нами и Зверка (так Крупская называла Арманд, прим. М. С.), но скоро отстала, сказала: "Вы любите ходить там, где ни одной кошки нет, а я без людей не могу". Мы, действительно, выбирали всегда самые дикие тропинки, забирались в самую глушь, подальше от людей. Пробродяжничали мы месяц: сегодня не знали, где будем завтра, вечером, страшно усталые, бросались в постель и моментально засыпали".

4. Ленин был обязан блюсти репутацию, будучи лидером партии, адюльтер с Арманд подтачивал её. Бросить жену, у которой уже прогрессировала тяжёлое заболевание, тоже было не на пользу имиджу. Он писал товарищу по эмиграции Григорию Шкловскому: "Болезнь же на нервной почве. Лечили три недели электричеством. Успех равняется нолю. Все по-прежнему: и пученье глаз, и вздутие шеи, и сердцебиение, все симптомы базедовой болезни". К тому же, события могли снова развиться по прежнему сценарию, как с Марией Эссен, это похожая, но гораздо более ранняя история. В 1904 году в Женеве Мария, как и Инесса, жила в доме четы Ульяновых. Они "сумеречнили" с Лениным, когда Крупская уже спала, вдвоём ходили на долгие прогулки в горы. Между Лениным и Крупской произошёл такой крупный скандал, что получил огласку среди их партийных товарищей. Надежда потребовала отправить любовницу-квартирантку в Россию для подготовки третьего съезда. А на границе с Россией Марию арестовали и посадили в тюрьму.

5. Некоторые исследователи усмотрели среди поводов остаться Владимиру с Надеждой и корыстную подоплёку. Якобы Ульянов не был финансово самостоятелен: его мать до конца жизни пересылала ему деньги, устраивала в университеты, после заботу о зяте взяла на себя мать Крупской. Она и дом содержала, и её пенсия вдовы коллежского асессора составляла увесистую часть семейного дохода. Это был один из козырей Надежды Константиновны. Против него - пятеро детей Инессы Арманд, которых неизвестно на что растить. Арманд родила сыновей и дочерей от двух мужей, родных братьев, один из которых к тому времени погиб.