Для участия в самом сложном многодневном ралли мира “Дакар” гонщикам приходится много тренироваться. Например, отрабатывать прохождение песчаных участков. Поэтому автомобилисты прославленной команды “КАМАЗ-Мастер” регулярно приезжают на Нижнюю Волгу покататься по барханам Астраханской и Волгоградской областей.
Вся команда насчитывает 200 человек: водители, штурманы, инженеры, механики. Но в центре внимания, конечно, экипажи. И последние два “Дакара” выиграл Дмитрий Сотников. Во время очередного визита в Волгоград он показал местным студентам свою чемпионскую машину.
- Гонка длится две недели, каждый день - новый этап. Проезжаешь по 300-400 километров за четыре-шесть часов. После 250 километров остановка. Мы просто сидим в машине, нельзя ничего ремонтировать. Просто такое техническое требование, так как мотоциклы и багги не могут проехать всю дистанцию без дозаправки, эта пауза для них. А у нас бак на 900 литров, - рассказывает Дмитрий. - Это очень опасный спорт, каждый год кто-то погибает. За всю историю ралли 80 гонщиков лишились жизни.
Требования безопасности регламентированы. Люди надевают шлемы, перчатки, несгораемые комбинезоны. За участниками сверху следят на вертолете. Качества автомобиля и самого пилота одинаково важны. С собой у штурмана только планшет с маршрутом. Члены экипажа должны притереться друг к другу. Имеет значение даже скорость команд штурмана, чтобы она соответствовала движению машины и реакции водителя.
Конечно, спортивный грузовик отличается от серийного. Его и собирают вручную. Гоночная машина, даже многотонная, должна уметь прыгать и не ломаться при приземлении. Детали получают от самых разных предприятий со всего континента. И так поступают не только россияне, но и зарубежные конкуренты. Кто найдет лучшую комплектацию, тот и выиграет. Заправляют “Камазы” обычным дизельным топливом, но не во всех странах оно достаточного качества, поэтому с собой на соревнования привозят специальные присадки.
- Спорт не бывает без аварий. А без ошибок не бывает побед. В Волгоградской области как-то ездил по заросшим пескам. Поднялся на дюну, перевалил через нее, а там склон обрывистый. Покатился, передняя часть машины уперлась в бугор. И грузовик вертикально встал на кабину, - вспоминает Дмитрий. - Бывали у меня и перевороты. В каждой гонке есть ситуации, когда у тебя в глазах все замедляется, как в кино. Страх приходит уже потом. На этапе “Шелкового пути” в Казахстане было очень скользко. Если впереди яма, нельзя в такой ситуации тормозить. И я перед самым рвом то ли на опыте, то ли на чуйке нажал полный газ. Мы перелетели яму. А другой водитель сзади надавил на тормоз, его занесло - сломал машину. К счастью, все живы и здоровы там остались.
В “Формуле-1” скорости выше. Можно видеть, как за считанные секунды технический персонал меняет колеса болида. В ралли, где дистанции измеряются тысячами километров, такая спешка ни к чему, но при плотной борьбе время все равно дорого. Менять лопнувшее колесо в пустыне пилоту и штурману приходится самостоятельно. Начинающий экипаж справится с этим за десять минут. Вдвое быстрее - это уже хороший результат. У гонщиков из Татарстана теперь есть гидравлические подъемники, которые позволяют уложиться в 2,5 минуты. Но такое приспособление стоит немало, на каждую машину не поставишь. Но очевидно, что с развитием техники каждая минута будет на вес чемпионского золота.
Читайте также: “Мастер” без Маргариты. Сериал о "КамАЗах"