Найти тему
БШ XXI ВЕК-КОНСАЛТ

XXI ВЕК – ВРЕМЯ ИННОВАЦИОННЫХ И ВДОХНОВЛЯЮЩИХ ЛИДЕРОВ

Инструменты управления, которые работали еще год или два назад, теряют свою эффективность. Мировые эксперты и аналитики с трудом – и не всегда успешно – находят причины этих изменений и пути решений.

Чтобы вовремя и правильно реагировать на эти изменения, руководителям в 2022 году как никогда важно следить за мировыми тенденциями. Расскажем подробнее, что именно стоит предпринять.

Пересмотреть методы коммуникации: руководить не сотрудниками, а людьми

Прошлый год принес неожиданный сюрприз на мировом рынке труда: люди стали массово увольняться, часто в никуда. Эту тенденцию назвали «Великим увольнением» (Great Resignation).

В США в 2021 году уволилось рекордное за последние 20 лет количество людей – боле 20 млн., в России – более 5 млн. В опросе Microsoft более 40% сотрудников из разных стран мира сообщили, что планируют уйти с работы. Число вакансий растет, мировой рынок соискателей превращается в рынок работодателей – правила устанавливают не компании, а сотрудники.

Причины «Великого увольнения» удивили многих экспертов: сотрудники жаловались не на зарплату или условия работы, а на то, что не чувствуют себя частью компании, их не ценят непосредственные руководители либо организация в целом.

Сотрудники больше не хотят просто зарабатывать деньги, быть винтиком в едином механизме. На первый план вышло ощущение своей значимости и важности для организации. 82% опрошенных, рассказали, что хотят, чтобы организация видела в них не просто сотрудников, которые выполняют определенные функции, а людей. И «Великое увольнение» доказывает, что люди готовы за это бороться.

Эксперты прогнозируют: чтобы не потерять специалистов, в ближайшее время  управленцам придется принять новые правила и стать более гибкими и чуткими к потребностям людей, изменить методы коммуникации.

-2

Даже оценка эффективности работы в ближайшее время может измениться: при расчете KPI в учет уже рекомендуют брать не просто результаты, а контекст, в котором эти результаты достигнуты. Например, опытный сотрудник выполнял привычную работу или осваивал новые навыки в проекте? Сотруднику было трудно сосредоточиться на работе из-за личной трагедии? Компании, которые это начнут учитывать, будут более привлекательными для людей.

В Беларуси пока этот вопрос не стоит настолько остро – уж точно в 2022 году не придется по-новому считать KPI. Но в целом тенденция не сильно отличается от общемировой.

Численность занятых за 9 месяцев прошлого года сократилась на 46,5 тыс. человек. Это в 2,5 раза больше, чем год назад. Основная потеря произошла на крупных и средних предприятиях.

Уже сейчас высококвалифицированным специалистам из Беларуси стало легче найти удаленную работу за рубежом. И речь идет не только об IT-секторе. Пандемия с одной стороны закрыла границы, а с другой – сильно их размыла на рынке труда. Во многих странах стал нормой гибридный формат работы, при котором сотрудники работают как в офисе, так и удаленно. 70% компаний в США и 53% в России готовы к нему. Эксперты утверждают, что в 2022 эта тенденция сохранится и усилится.

Ценности сотрудников в Беларуси постепенно меняются – становятся все ближе к общемировым. Чтобы сохранить ценные кадры, компаниям уже нужно начинать применять современные методы управления и коммуникации, чуть иначе формировать корпоративную культуру.

Это – фундамент, на котором строятся все остальные процессы организации.

Иначе организовывать работу: использовать новые методы в привычных ситуациях

В большинстве прогнозов на 2022 год звучит оговорка: «Если не случится ничего непредвиденного». Аналитики уверены: случиться может что угодно и когда угодно. Привычные методы организации работы, которые сейчас кажутся не то, что единственно правильными, а единственно возможными, совсем скоро могут оказаться неэффективными.

В этой ситуации руководителям стоит не зацикливаться на привычном, а обратить внимание на иные способы организации работы.

Например, в период пандемии лучше остальных себя чувствовали те компании, которые стали активно внедрять проектный подход – в условиях полной неопределенности он оказался оптимальным.

-3

Длинную задачу разбивают на этапы, для каждого собирают команду, составляют план, формируют бюджет. При этом часто разные задачи одновременно выполняют несколько команд. Затем результаты собирают в единый проект. Так легче составлять и контролировать выполнение планов и бюджетов, проще организовывать работу сотрудников и процесс производства.

Кроме того, нужно научиться по-новому смотреть на привычные процессы.

Например, о важности делегирования говорят уже много десятилетий. Но сейчас, когда внешняя среда меняется как никогда быстро, оно приобретает новое значение.

В прошлом году на мировом рынке были серьезные перебои с поставками сырья. Серьезных потерь удалось избежать тем компаниям, которые делегировали принятие решений командам на местах. В критические моменты их решения оказались более быстрыми и правильными.

Руководители компаний чаще всего реагируют на события, которые уже произошли. Более того, пока информация проделывает путь по всей управленческой вертикали до топ-менеджеров, проходит много времени и теряется около 60%. В то же время непосредственные исполнители и менеджеры среднего звена получают информацию мгновенно, лучше понимают ситуацию и могут быстрее сориентироваться.

Но делегировать нужно правильно – чтобы делегирование сработало, нужно, чтобы в компании уже была сформирована крепкая команда, отсутствовал страх делегирования.

Обратить внимание на обучение

Исследование McKinsey&Company показало, что в последнее время значительно выросла роль обучения. Количество компаний, которые считают обучение персонала важным или очень важным, выросло с 59% до 80%. Больше половины из них считают, что эффективнее обучать собственных сотрудников, чем нанимать новых.

Обучение помогает держать руку на пульсе, не упускать важные тенденции, узнавать о новых методах работы.

-4

Особенно важно обучать управленческую команду компании. Во-первых, это позволяет бизнесу эффективнее достигать поставленных целей, проще внедрять изменения, лучше управлять инновациями, во-вторых, формирует атмосферу сотрудничества в управленческой команде, рабочую среду, в которой менеджмент говорит на одном языке, понимает друг друга с полуслова, качественнее принимает управленческие решения.

Те работодатели, которых занимает вопрос обучения, становятся более привлекательными для сотрудников. Для 65% опрошенных соискателей, обучение является важным фактором при выборе работодателя, а 97% из них уверены, что обучение за счет компании – это один из ключевых инструментов вовлечения сотрудников и роста их эффективности.

Те руководители, в арсенале которых достаточно инструментов, чтобы быстро реагировать на изменения среды, смогут не просто удержаться на плаву, а обойти конкурентов и занять более прочные позиции на рынке.

Автор: Лариса Малахова

Приглашаем на программы МВА собственников и руководителей, которые хотели бы развиваться сами и развивать свою команду, чтобы стать инновационными и вдохновляющими лидерами XXI века!

-5