Самые сложные разрывы цепочек поставщиков происходят в сырьевом слое, где, упрощенно говоря, происходит перемещение физических товаров из точки А в точку Б. Те, кто видят разрывы в сырьевой цепочке и пытаются починить их все в той же сырьевой цепочке Supply chain вместо того, чтобы починить их в продуктовой или сервисной цепочках, редизайном на уровне Value chain, совершают ошибку.
Работая с цепочками Value (Supply) chain, важно понимать, что есть три уровня создания ценностей или три рынка:
- сырьевой, промышленный уровень, где рассматриваются сырьевые ценности, цепочка поставщиков Supply chain как таковая
- продуктовый уровень
- сервисный уровень
Supply chain management или Suрply chain design имеет отношение к цепочке поставщиков.
Она, как правило, не задается вопросом, что за ценность производится, это чисто логистическое, экономическое понятие, ее цель - закупить и доставить.
- Supply chain рассказывает о том, кто у кого что закупал на рынке и кто кому какие контракты, услуги предоставлял.
- Value chain задается вопросом, какой тип ценностей производился на каждом из этих этапов и можно ли пересобрать Supply chain, исходя из нового Value chain.
И эта ценность может быть продуктовой или сервисной
Чтобы понять эту концепцию, рассмотрим ее иллюстрацию на примере чая.
Есть понятие надбавленной ценности.
Сырьевая ценность становится продуктовой или сервисной, когда на базе сырья вы начинаете производить надбавленную продуктовую или сервисную ценность.
- Сырьевая ценность – продать клиенту чай.
- Продуктовая – допустим, чай, выращенный в Тибете под пение монахов.
- Сервисная – возможность выбрать чай из широкого спектра брендов.
Если говорить о разрывах (disruption, разрушении звеньев) цепочек, то самые сложные разрывы происходят в сырьевом слое, где упрощенно говоря, происходит перемещение физических товаров из точки А в точку Б.
Когда речь идет о цифровых товарах, продуктовой упаковке, сервисной надбавке к этой упаковке, то замещение происходит гораздо проще, это новые типы экономики.
Те, кто видят разрывы в сырьевой цепочке и пытаются починить их все в той же сырьевой цепочке Supply chain вместо того, чтобы починить их в продуктовой или в сервисной цепочках, редизайном на уровне Value chain, совершают ошибку.
Например, из России из-за известных форс-мажорных событий массово уезжают IT-специалисты. Для корпораций это проблема.
Как можно покрыть этот физический разрыв Supply chain с помощью продуктовой ценности?
Научиться работать с ними удаленно, part-time.
Долгое время коммуникации с IT-шниками в компании были недоработанным продуктом.
Но возникает еще одна проблема, еще один недоработанный продукт, который все равно приведет к разрыву трудового контракта с ним. Это оформление юридических отношений и способов оплаты труда такого специалиста, находящегося за границей. У банков нет соответствующих зарплатных продуктов, которые коррелировали бы с новыми законодательными актами.
И здесь проблема в том, что «продакты», занимающиеся зарплатными продуктами, не рассматривают соседние индустрии в цепочках Value chain, не знакомы с пониманием ценности как таковой, они работают как «сырьевики» с логистикой – при этом найти решения для покрытия разрывов Supply chain можно, понимая три разных уровня - сырьевая экономика, продуктовая и сервисная.
Нужна помощь в антикризисном управлении, цифровой и продуктовой трансформации?
Мы всегда на связи: Telegram, сайт, info@neuromap.tech.