Найти тему
Middle Plan | mid.plan

Почему Мартин Скорсезе великий режиссер

Оглавление

Всем привет! Сегодня поговорим о творчестве одно из самых неоднозначных режиссеров Голливуда. Несмотря на то что Скорсезе в первую очередь известен как постановщик гангстерских драм "Злые улицы", "Славные парни", "Казино", "Отступники", он перепробовал себя в самых разных жанрах — от мюзикла "Нью-Йорк, Нью-Йорк", до комедии "Король комедии". А когда местом силы стало телевидение, запустил на канале HBO сериалы "Подпольная империя" и "Винил".

Время прочтения - 10 минут

Мартин Скорсезе Фото: Кинопоиск
Мартин Скорсезе Фото: Кинопоиск

Немного истории

Мартин Скорсезе - американский режиссер итальянского происхождения, один из столпов Нового Голливуда и один из самых влиятельных кинематографистов на сегодняшний день (по результатам некоторых опросов, сумел обойти даже Годара и Спилберга).

Также Мартина Скорсезе не раз сравнивали с легендой кинематографа Стэнли Кубриком, отмечая, впрочем, что, в отличие от «холодного» Кубрика, Скорсезе – эмоционален.

"Горячая и эмоциональная версия Стенли Кубрика" - как отмечали в одной из рецензии.
Фамилия Скорсезе — синоним словосочетания «авторское кино»: режиссер всегда стремился перенести на экран свое видение и понимание жизни, но помимо знаний имел нечто большее — художественный вкус.
Мартин Скорсезе в молодости
Мартин Скорсезе в молодости

Бритье по-крупному (IMDb 7.0)

Мартин учился в Нью-Йоркском университете, где снял два короткометражных фильма: «Что такая симпатичная девушка, как ты, делает в таком месте, как это?» и «Это не только ты, Мюррей». Однако, более остальных, широкую известность получил короткометражный фильм — «Бритьё по-крупному», снятый в 1967 году.

Фильм критикует вторжение Американского правительства во Вьетнамский конфликт, из-за этого второе название фильма — «Вьет’67».

Кто стучится в дверь ко мне? (IMDb 6.6)

В те же годы выходит и первый полнометражный фильм юного режиссера - «Кто стучится в дверь ко мне?», где главную роль исполнял Харви Кейтель, на тот момент еще никому не известный молодой актер.

Первоначально название «Я позвоню первым» было решено заменить. Дебют творческого тандема получился столь удачным, что Скорсезе еще не раз работал с Харви в своих фильмах. К слову, Мартин Скорсезе - один из немногих постоянных режиссеров, которые работают со своими любимыми актерами на протяжении многих лет, снимая их в самых разноплановых фильмах, тем самым здорово раскрывая их потенциал.

После этого он снимает ещё две картины: полудокументальный фильм «Уличные сценки» и «Берта по прозвищу „Товарный вагон“» (Boxcar Bertha), основанный на реальной истории.

Злые улицы (IMDb 7.2)

Год 1973-й стал первым прорывом Мартина, ведь на экраны вышла драма «Злые улицы», где в главных ролях были задействованы Кейтель и начинающий на тот момент актер Роберт Де Ниро, ранее работавший с Брайаном Де Пальмой.

В центре сюжета фильма четыре парня, находящихся в тени своих родственников старшего поколения: Тони, итальянец около 30 лет от роду, заправляет местным баром; Майк претендует на звание серьёзного мафиозного воротилы, не роняет ни на секунду маску серьёзности, при том, что единственный из всей компании действует, исходя из понятий мафиози старого поколения; Джонни Бой занимает деньги у всех без всякого намерения вернуть, ему абсолютно наплевать на все понятия, законы и связи этого общества, ему просто нужно выпить, снять девочек, набить кому-нибудь рожу; и Чарли, племянник местного босса мафии, стремится воплотить в жизнь идеи великого Франциска Ассизского, но делает это «на улицах», по своей недальновидной мерке. Чарли очень религиозен, он испытывает своё терпение и веру: пытается спасти Джонни Боя, при том, что покидает свою подругу в момент приступа эпилепсии.

Можно сказать, что эта первая совместная работа двух будущих мэтров Голливуда в некотором роде стала поворотным моментом американского кинематографа, ведь именно с этого фильма началась длительная и очень плодотворная работа двух талантливейших людей, подарившая миру немалое количество качественных кинокартин.

Зрители очень высоко оценили фильм о настоящей жизни Нью-Йоркской Маленькой Италии, который снял Скорсезе.

Алиса здесь больше не живет (IMDb 7.3)

Мартин продолжил совершенствоваться и выпустил в 1974 году драматическую картину «Алиса здесь больше не живет».

Фильм рассказывает историю Алисы, у которой умер муж, оставив её, безработную, с ребёнком на руках.

Фильм удостоился нескольких наград, включая «Оскара» за лучшую женскую роль, а также две премии «BAFTA» за лучший фильм и лучшую женскую роль.

Таксист (IMDb 8.3)

В 1976 году Скорсезе снимает фильм «Таксист», в котором впервые был полностью раскрыт талант Мартина Скорсезе как режиссёра. Также, помимо режиссёрской работы, критики высоко оценили актёрскую работу Роберта Де Ниро и работу оператора Майкла Чэпмена.

В фильме Роберт Де Ниро играет таксиста, бывшего морского пехотинца Тревиса Бикла.

Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля (1976), две премии BAFTA. В общем итоге фильм получил 18 кинопремий, номинировался на четыре «Оскара» и девять других премий.

Фильм был задействован в деле о попытке убийства президента США Рональда Рейгана. В 1970-х годах Джон Хинкли посмотрел фильм «Таксист» не менее 15 раз и, по-видимому, отождествлял себя с главным героем фильма. Несколько последующих лет Хинкли преследовал Джоди Фостер (игравшую в фильме малолетнюю проститутку) по стране и дошёл даже до того, что, узнав из журнала, что она учится в Йельском университете, поступил туда же на курс писательского мастерства. В конце 1980 г. Хинкли написал Фостер множество писем, а также дважды говорил с ней по телефону. Получив вежливый, но однозначный отказ, он тем не менее не стал отказываться от своих намерений. Хинкли был уверен, что, прославившись на всю страну, он может добиться равного социального статуса с Фостер. Подобно герою фильма Тревису Биклу, Хинкли начал преследовать президента Джимми Картера с целью его убийства. В марте 1981 г. Хинкли написал Фостер ещё несколько записок. Их тон заметно отличался от предыдущих и побудил её передать их декану. Декан, в свою очередь, передал записки в полицию, однако местонахождение Хинкли установить не удалось. Вскоре Хинкли попытался убить Рональда Рейгана и был арестован.

Нью-Йорк, Нью-Йорк (IMDb 6.6)

Лирическая драма с элементами комедии и большим количеством музыкальных номеров. В главных ролях заняты Роберт де Ниро и Лайза Миннелли. Заглавная музыкальная тема New York, New York позднее стала чрезвычайно популярной в исполнении Фрэнка Синатры.

Съёмки проходили в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, США. Фильм вышел на экраны в 1977 году.

Последний вальс (IMDb 8.1)

Документальный фильм Мартина Скорсезе, запечатлевший заключительный концерт канадо-американской рок-группы The Band, который прошёл в День благодарения 26 ноября 1976 года в концертном зале «Уинтерлэнд», Сан-Франциско. Звуковая дорожка к фильму вышла отдельной пластинкой.

Работу Скорсезе принято считать эталоном «концертного кино».

Бешеный бык (IMDb 8.2)

1978 год ознаменовался депрессией и творческим кризисом режиссера, который сопровождался разводом с женой, в результате чего Мартин Скорсезе оказался в больнице, по слухам, от передозировки наркотиков. Вытащить его из этого состояния смог друг и соратник Роберт Де Ниро, заинтересовав мастера новым проектом. Так началась работа над «Бешенным быком».

Это история о звезде бокса середины прошлого века Джейке Ламотте, которого сыграл Де Ниро. Примечателен тот факт, что актер почти два года занимался боксом специально для роли, а тренировал его сам Ламотта.

В итоге благодаря слаженной работе творческого тандема фильм стал настоящим шедевром. Фильм был высоко оценен критиками и получил Оскар за лучшую мужскую роль и за лучший монтаж (фильм имел номинации ещё в шести категориях).

Король комедии (IMDb 7.8)

«Король комедии» стал первым неудачным фильмом с Робертом Де Ниро в главной роли, который снял Мартин Скорсезе. Фильмография именитого режиссера от этого провала не пострадала, а вот творческие пути с другом разошлись на семь лет.

Цвет денег (IMDb 7.0)

Цвет денег - история о бильярдных профессионалах с легендарным Полом Ньюманом и восходящей звездой Томом Крузом в 1986 году очень успешно был принят зрителями.

Действие фильма начинается в баре, где уже пожилой и закалённый в бильярдных баталиях катала (Пол Ньюман) встречает молодого и талантливого, но недостаточно амбициозного игрока (Том Круз). После чего начинается их совместное турне по штатам Америки. Старик учит молодого тонкостям игры, получая процент от его выигрышей. Сопровождает их молодая подружка героя Тома Круза. В конце концов компаньоны расходятся, чтобы встретиться через некоторое время за столом в финале крупного турнира.

В отличие от большинства ранних серьезных и остросоциальных фильмов режиссера, которые прекрасно оценивали европейские кинокритики, эта лента была ориентирована на Голливуд, а точнее на публику. Этот момент лишний раз доказал гениальность мэтра, который может угодить и взыскательным критикам, и разнообразным вкусам зрителей.

Легендарный Пол Ньюман был удостоен единственного в жизни «Оскара» за актёрскую работу.

Последнее искушение Христа (IMDb 7.5)

Фильм вышел на большие экраны в 1988 году, это, пожалуй, один из самых противоречивых и неоднозначных фильмов Скорсезе. Мартин работал над лентой с представителями нескольких разных конфессий. Будучи католиком, он перенес на экран историю православного Никоса Казандзакиса, а сценарист Пол Шредер оказался кальвинистом.

К работе привлекли серьёзный ансамбль исполнителей, и картина бы не состоялась, если бы актёры, которые почли за честь работать с мастером, не согласились сниматься за скромный гонорар. Своеобразным оказался и подбор актеров. Христа, к примеру, сыграл Уиллем Дефо, до этого славившийся ролями злодеев и преступников, а рок-музыкант Дэвид Боуи воплотил роль Понтия Пилата.

Предварительно планировалось, что съёмки пройдут в Израиле, но это оказалось дороже с точки зрения бюджета и не столь безопасно. В картине нет масштабных спецэффектов — чудеса Спасителя изображены весьма скромно. Также в картине нет многолюдной массовки — это опять-таки последствия ограниченного бюджета. В октябре 1987 года съёмки начались в Марокко.

В январе 1988 года Скорсезе вернулся в Нью-Йорк, чтобы закончить постпродакшн-фазу картины. Режиссёр очень торопился закончить монтаж, так как предчувствовал, что выпуск картины в массовый прокат будет сопровождаться серьёзными трудностями.

В августе 1988 года состоялась премьера фильма в США и Канаде.

Несмотря на то что постановка подверглась жесткой критике со стороны религиозных представителей, Мартин Скорсезе получил очередную номинацию на «Оскар».

Славные парни (IMDb 8.7)

Эталон гангстерского кино - Славные парни, вышедшие в 1990 году, опять воссоединил тандем Де Ниро, Джо Пеши и Скорсезе, как и в «Бешеном быке», на одной площадке.

Очередная картина принесла только номинацию, долгожданный «Оскар» режиссер так и не получил.

Мыс страха (IMDb 7.3)

Фильм хотел снимать Стивен Спилберг, но в итоге выступил лишь как исполнительный продюсер. Сам Мартин не очень хотелось становится режиссером, поскольку ему не нравились слишком приторные и правильные отношения в семье адвоката. Но Де Ниро хотел сыграть Кэйди и убедил режиссера взяться за фильм.

Фильм стал одним из самых успешных в карьере Скорсезе. При бюджете в $35 млн. он собрал кассу в $180 млн! А также был номинирован в двух номинациях на Оскар.

Казино (IMDb 8.2)

Драматический кинофильм, снятый по мотивам романа Николаса Пиледжи и Ларри Шандлинга «Казино» (Casino: Love and Honor in Las Vegas, 1995).

«Казино» является третьим проектом Мартина Скорсезе в жанре гангстерского фильма, ранее были выпущены киноленты «Злые улицы» и «Славные парни». С последней картиной «Казино» связывает и участие актёрского дуэта Де Ниро — Пеши, в будущем появившегося у этого режиссёра в фильме «Ирландец».

Премьера в кинотеатрах США состоялась 22 ноября 1995 года.

Итого

У Мартина было много лирических героев, но два самых главных альтер эго — Роберт Де Ниро (Таксист, Бешеный бык) и Леонардо Ди Каприо (Банды Нью-Йорка, Волк с Уолл-стрит).

Если про Де Ниро я уже упоминал, то вот про Ди Каприо напишу в следующей статье о Мартине Скорсезе.

Спасибо за прочтение!