Найти тему
Эйдос

Славянский этнос как заказчик образования

Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, директор Института образования человека, г. Москва

Аннотация: В статье актуализируются особенности славянского этноса как одного из заказчиков образования человека. Для выявления такого заказа применяются методы социологического и историко-культурного анализа славянского этноса, его состава, территориальной распределённости. В качестве материалов для анализа используются количественные данные о славянах в современном мире, а также версии происхождения славян. Цель – обосновать предпосылки славянской педагогики как науки и практики реализации заказа славянского этноса на образование. Славянское народное образование рассматривается с позиций этнопедагогики. В качестве результатов приведены сводные данные о древних и современных славянских этнических группах, их количественном составе, исторические данные о происхождении славян. Обозначены виды источников для дальнейших исследований славянского этноса и развития его этнической педагогики. Выводом выступает возможность и необходимость выделения славянского этноса в качестве заказчика образования.

Ключевые слова: этнопедагогика, славянская педагогика, славянский этнос, народное образование, славянское образование, научная школа А.В. Хуторского.

Введение

Выстроенное только лишь на общественно-государственных основах образование не позволяет обеспечить его человекосообразность. Причина в том, что организующие управление образованием чиновники далеко не всегда представляют интересы других заказчиков образования: самого человека, его рода, народа, всего человечества. В образовательный процесс, его стандарты и ориентиры могут вмешиваться иные ориентиры – сиюминутные, политические, не сообразные человеческой природе и народным основам. Отсюда следует необходимость выявления и учёта всех заказчиков образования человека, а не только чиновников.

Одним из основных заказчиков образования человека является народ. Принципы и другие методологические компоненты проектирования народного образования находятся в области этнопедагогики, которую обосновал академик РАО Г.Н. Волков [1].

Этнопедагогика относится к педагогике самых разных народов. О народной педагогике русского народа К.Э. Ушинский писал «У немцев были свои национальные школы, у французов — свои, у англичан — свои. Естественно возникал вопрос: а у нас как же? Неужели все будет только заимствованное, чужое, а своего ничего? Ведь мы тоже нация, нашему государству минула уже тысяча лет» [2]. Опираясь на ориентиры К.Э. Ушинского, Г.Н. Волков разработал этнопедагогику, привлекая для этого данные русского, чувашского, украинского и других народов.

Сегодня многие учёные-педагоги изучают, воссоздают, проектируют этническое образование различных народов. О педагогических особенностях этносов проводятся конференции, публикуются труды [3]. Этнокультурная компетентность становится условием подготовки современного педагога.

Одно из воплощений этнопедагогики – славянская педагогика, которая направлена на изучение и реализацию в образовании заказа славянского этноса. Славянское образование имеет свою специфику, которая отражена в образовательных стандартах, программах и учебных предметах ряда стран, регионов. Существуют неформальные формы славянского образования, реализуемые в виде праздников, ритуалов, народного фольклора. Однако, нельзя сказать, что заказ славянского этноса как народа имеет своё обоснованное и конкретное выражение. Тип славянского образования всё ещё не получил своего научно-педагогического обоснования и реализации.

Кому необходимо славянское образование? Очевидно, что славянское образование необходимо, прежде всего, самим славянам. Знание своей истории, культуры, педагогики необходимо народу для реализации его миссии, а каждому славянину – для понимания основ своей жизни, её соответствия национальным принципам и культуре.

Необходимость знания основ славянского образования требуется также другим народам, которые хотят знать свои сходства и отличия со славянами, с их образованием и культурой, чтобы взаимодействовать с ними, познавать собственную культуру в соотношении с культурами других народов.

Третьим заказчиком знаний о славянском образовании и его развития выступает всё существующее человечество, устройство которого включает в себя различные народы – этносы. Главная задача человечества – продолжение своей жизни. Эта задача может быть осуществлена только при наличии и поддержки жизни этносов. Славянский этнос – один из таковых.

В каждом из трёх перечисленных заказчиков славянского образования и знаний о нём, имеются учёные, специально занимающиеся исследованиями славянской культуры в её различных проявлениях: происхождение славян, их история, мифология, традиции, образ жизни и быта, мировоззрение, виды письменности, религия, народное творчество, педагогика и др. Таких специалистов принято называть славистами [4].

Науку, изучающую историю, языки, литературу, фольклор, педагогику, материальную и духовную культуру славянских народов, называют славистикой или славяноведением.

Кто такие славяне? Славяне – это этнос. Под этносом (греч. ethnos – народ, племя) понимается исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией [5].

Понятие «этнос» ввёл в науку в начале 1920-х годов русский этнолог, лингвист и педагог С.М. Широкогоров. Он считал этнос основной формой существования локальных человеческих популяций, объединяемых общим происхождением, бытом и языком. С тех пор этносом называют исторически сложившуюся устойчивую группу людей, говорящих на одном языке, признающих своё единое происхождение, обладающих единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающихся всем этим от других народов [6].

В некоторых источниках написано, что славяне – не один этнос, а набор нескольких этносов. С исторической точки зрения такое определение не является обоснованным, поскольку оно предполагает, что каждый малый этнос произошел самостоятельно, и затем эти малые этносы были искусственно объединены под одним общим названием «славяне». На самом же деле, отдельные славянские народы (русские, украинцы, белорусы и др.) имеют общие корни и существующее сегодня их многообразие – результат тысячелетних миграций, становления и развития их культур на заселяемых территориях.

Основой общности славян выступает именно единое их происхождение, а не искусственное объединение общим термином. Научным доказательством наличия изначальных общих корней всех славян служат современные данные ДНК-генетики [7].

После наполеоновских войн в славянских государствах появилось такое движение, как панславизм. Оно имело целью объединение всех славян мира на основе их национальной, культурно-бытовой, языковой общности. Панславизм пропагандировал независимость славян, их самобытность. Как память об идеях панславизма остались флаги многих государств, включающие белый, синий и красный цвета. В настоящее время опять появилась тенденция возвращения к истокам, предкам, славянской культуре. Возникло и развивается движение неоязычества.

Ежегодно 25 июня отмечается День дружбы и единения славян – праздник, в основе которого идея сплочения разных ветвей славянства, сохранения традиций и культуры. Праздник появился в 1990-х годах после распада СССР. Имеется гимн всех славян [8].

Методы

Для выявления заказа славянского этноса на образование нами применены методы социологического и историко-культурного анализа славянского этноса, его состава, территориальной распределённости. В качестве материалов для анализа использованы количественные данные о славянах в современном мире, а также версии происхождения славян.

Цель применения указанных методов и материалов – обосновать предпосылки славянской педагогики как науки и практики реализации заказа славянского этноса на образование.

Славянское народное образование рассматривается с позиций этнопедагогики. В качестве результатов приведены сводные данные о древних и современных славянских этнических группах, их количественном составе, исторические данные о происхождении славян.

Результаты исследования

Каковы славянские этнические группы? Основными условиями образования этнической группы являются языковая (лингвистическая) и территориальная общность. Данные факторы поддерживают развитие народа. Одновременно формируются его отличительные особенности: культура, общая историческая судьба, самосознание, нормы и ценности, духовная культура. Наличие этнического самосознания, проявляющегося в чувстве принадлежности к определенному этносу, считается самой важной предпосылкой формирования самостоятельного народа.

Ученые выделяют несколько разновидностей этнических групп:

Род – в его основе кровное родство. У родов, как правило, имеются собственные наименования, их представители имеют схожие черты, потребности, традиции.

Племя – формируется из нескольких взаимосвязанных родов.

Народность – её основой является уже не родство по крови, а общность языка, быта, культуры и территории.

Нация – развитая разновидность этноса, для которой характерно не только территориальное, лингвистическое и культурное единство, но и наличие общей исторической памяти, самосознания, менталитета.

Славянский этнос включает в себя группы родственных по происхождению народов. Так, славянское население современной Европы подразделяется на три этнические группы, в каждую из которых входят несколько национальностей:

1. Восточные славяне – по национальности: русские, украинцы, белорусы.

2. Западные славяне – по национальности: поляки, чехи, силезцы, словинцы, словаки, кашубы, моравы, лужичане.

3. Южные славяне– по национальности: болгары, сербы, хорваты, босняки, словенцы, черногорцы, македонцы.

Существуют славянские национально-этнические группы с особым (спорным) статусом: буневцы, горанцы, полещуки, русины, славяне-мусульмане (сакалиба), славяне в Греции, чехословаки, югославы.

Приведённые этнические группы характерны для современности. В древних источниках упоминаются территории и состав населяющих их славянских племён (союзов).

Восточные славяне расселились на территории от Карпат и Днестра на западе, до Дона, Оки и Верхней Волги на востоке, Ладожского озера на севере и Черного моря на юге. Племена восточных славян:

- дулебы (бассейн Буга и притоков Припяти),

- волыняне (Западный Буг и исток Припяти),

- вятичи (верхнее и среднее течение Оки),

- древляне (Полесье и правобережье Днепра),

- дреговичи (предположительно средняя часть бассейна Припяти),

- кривичи (современная территория Смоленской, Брянской, Псковской, Могилевской и Витебской областей и восточной Латвии),

- поляне (район современного Киева),

- радимичи (Верхнее Поднепровье),

- северяне (Десна, Сула и Сейм),

- словени ильменские (территория нынешней Новгородской области, озеро Ильмень),

- тиверцы (междуречье прута, Днестра и Дуная),

- угличи (нижнее течение Буга и Днепра, побережье Черного моря).

Западные славяне заняли территорию бассейна рек Лабы, Одера, Вислы. Здесь обитали чехи, моравы, словаки, поляки, полабские славяне и поморяне.

Южные славяне заселили Балканский полуостров и явились предками болгар, македонцев, сербов, хорватов, словенцев, черногорцев и пр.

Возникает вопрос, сколько славян в современном мире? Сегодня в мире насчитывается около 350 млн. славян, которые проживают в десятках стран мира. Самые многочисленные – русские, которых около 133 млн., а вот живущие в Саксонии лужичане находятся на грани исчезновения, их примерно 60 тыс.

Сведения о количестве славян в мире меняются в зависимости от времени измерений и методов подсчёта. Например, по данным на 1970 год общая численность славянских народов составляла около 260 млн. чел., из них: русских – свыше 130 млн., украинцев – 41,5 млн., белорусов – 9,2 млн.; поляков – около 37 млн., чехов – около 10 млн., словаков – 4,7 млн., лужичан – 0,1 млн.; болгар – 7,9 млн., сербов – 9 млн., хорватов – 4,8 млн., словенцев – 2,1 млн., черногорцев – 0,6 млн., македонцев (в Югославии) – 1,2 млн. [9].

С одной стороны – славянский народ един, имеет общих предков. С другой, в результате многотысячелетней истории славяне перемещались по разным территориям, расселялись в различных местах планеты, становились государствообразующими (титульными) народами ряда стран.

Славяне проживают не только в Европе, они являются одной из наиболее многочисленных и древних групп среди индоевропейских народов, проживают также в государствах Закавказья, Америки, Средней Азии, Австралии.

В таблице приведены данные 2001-2015 гг. о наиболее многочисленных славянских народах и странах их проживания [10].

Табл. Численность славянских народов

Народ | Основные страны проживания | Количество, млн. чел.

Русские Россия, Украина 129

Поляки Польша, США, Германия 57,4

Украинцы Украина 46,7

Сербы Сербия, Босния и Герцеговина, Германия 12

Чехи Чехия, США 12

Белорусы Беларусь, Россия 10

Болгары Болгария 9

Хорваты Хорватия, Босния и Герцеговина, Аргентина 8

Словаки Словакия, США 5,4

Босняки Босния и Герцеговина, Германия, Сербия 2,8

Словенцы Словения, США 2,5

Македонцы Северная Македония, Австралия 2,2

Черногорцы Черногория, Сербия, Аргентина 0,4-0,5

По данным на 2021 год численность славянского населения в славянских государствах, а также их доля от общего населения региона имеет следующие параметры [11].

Самая многочисленная группа — восточные славяне, их 169 млн. человек без учета славян в неславянских государствах, что более чем в два раза больше, чем численность западных и южных славян вместе. Большую часть восточнославянских славян составляют русские — около 120 млн. человек. На втором месте украинцы (около 40 млн.) и белорусы (около 9 млн.). Доля восточных славян в общей численности населения России, Украины и Беларуси — 86%.

Численность западных славян в титульных славянских государствах (Польша, Чехия и Словакия) составляет около 53 млн. человек. Из них поляков 37,2 млн., чехов более 10 млн., словаков почти 5 млн. У западнославянского народа самый высокий показатель доли от общей численности населения — 98%.

Численность южных славян в титульных государствах (Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Черногория, Сербия, Македония и Болгария) составляет почти 23 млн. человек. Из этого числа больше всего сербов и болгар — около 6 млн., на третьем месте находятся хорваты – почти 4 млн.

Откуда возникло название «славяне»?

Существует несколько версий этимологии этого термина. Согласно первой версии этноним «славяне» появился в I тыс. н.э. Ему предшествовали другие, более древние названия. Наиболее распространённым в древности было название венеты (венеды). С этногенетической точки зрения русско-венетские народы (позднее название «славяне») представляет собой стержневой массив индоевропейцев, от которого постепенно, в течение тысячелетий, отпочковывались другие индоевропейские народы: хетты, армяне, греки и др. О венедах писали Корнелий Тацит и Плиний Старший. Племя венедов упоминается в Певтингеровых таблицах (дорожнике), составленных при римском императоре Августе в начале новой эры. Исследователь происхождения русского народа П.Н. Милюков приходит к выводу: «Славяне появляются в истории впервые под именем венетов, вендов, винидов, виндов. Попытки разделить эти названия, как делают германские учёные, я не считаю правильными. Лингвистических препятствий для их отождествления не имеется» [12].

По мнению академика В.С. Леднева название «сло-вене» имеет в своём корне «вене» название исторических предшественников славян – венедов. Первая же часть слова «сло» – может означать «слава» или «слово», выступая родственным санскритскому «sva», кельтскому «sloug», славянскому «скла» [13]. С племенами венедов связывает славян также академик Б.А. Рыбаков, который трактует термин славяне как «слы» и «вене», т.е. послы венедов.

По второй версии значение этнонима «славяне» восходит к слову «слово», т.е. славяне – люди обладающие даром слова, в отличие от иноязычных народов. Версия основана на противопоставлении «свой – чужой», которое было распространено в древности у многих народов (Л. Нидерле, Т. Лер-Сплавинский, Р.О. Якобсон).

Третья версия этимологию слова «славяне» связывает с индоевропейским корнем «kleu», одним из значений которого является «слава» в понятии известность, знаменитость, популярность.

Четвёртая версия связывает слово «славяне» с гидронимом в ареале расселения одного из племен, которое впоследствии распространилось на остальные племена. В качестве вероятного этнообразующего гидронима выступают былинный эпитет река Днепр – Славутич, река Слуя приток Вазузы, польские названия рек Sљаwа, Sљаwiса, сербская река Славница и др.

Пятая версия выводит самоназвание «славяне» от индоевропейского слова «slauos» – народ (С.Б. Бернштейн, И. Ю. Миккола).

Термин «славяне» – не единственное обозначение народа. Параллельное ему существует множество других терминов: скифы, венеды, сарматы, склавы, склавины, рассены, русы и др.

С исторической точки зрения целесообразно говорить не только о славянах, но и об их предках – праславянах и протославянах. Праславяне – доисторическая общность людей, которые являлись прямыми предками славян. Протославяне – это предки праславян. Временные исторические периоды, к которым относятся праславяне и протославяне нуждаются в исследованиях.

Имеются следующие гипотезы о происхождении славян. По одной из версий предками славян были скифы. М.В. Ломоносов писал: среди «древних родоначальников нынешнего российского народа... скифы не последнюю часть составляют». Великий русский поэт Александр Пушкин говорил «скифы мы»... Александр Блок в стихотворении «Скифы» написал: «Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы, С раскосыми и жадными очами!».

Древние персидские и греческие авторы упоминают скифов как народ, который жил в степях между Днепром и Доном, населял обширные территории современных Украины, России и Казахстана.

Древнегреческий «отец истории» Геродот (ок. 484-425 г. до н.э.) посетил Северное Причерноморье, где мог лично наблюдать жизнь скифов и через переводчиков записывать их рассказы. По Геродоту начало правления первых скифских царей приходится на 1500-е г.г. до н.э. Наиболее смелые гипотезы указывают на то, что скифы жили уже в IV тысячелетии до н.э. в Великой Арии (Асии) – стране асов.

Римский историк I века Гней Помпей Трог писал: «Азия платила скифам дань в течение 1500 лет; конец уплате положил ассирийский царь Нин». Художник и археолог Н.К. Рерих (1874-1947) во время центрально-азиатской экспедиции 1923-1928 годов нашел доказательства того, что вся Центральная Асия (Азия) изначально населялась славянским этносом.

Кроме славян Асии – наследников восточных скифов, существовали славяне нынешней Европы – венеды и др. Были и русы Асии, рассены Европы. Племена русов Асии входили в состав империи Тартарии, например, согласно книге Марко Поло 1298 года «русский полк» охранял ворота столицы.

Советский археолог и историк Борис Александрович Рыбаков (1908–2001) в книге «Киевская Русь и русские княжества в XII–XIII веках» относит начало истории славян к XV веку до н. э.

В.Н. Демин выводит славян от ариев, пришедших из Гипербореи. Ю.А. Шилов, на основе своих раскопок курганов IV-II тысячелетия до н. э., сделал вывод, что территория нынешней Южной Украины была местом зарождения индоевропейского праэтноса и арийских народов в частности. Именно здесь, считает Ю.А. Шилов, были сложены Веды, записанные позднее в «Велесовой книге», а славяне явились непосредственными потомками ариев. Б.А. Рыбаков говорит, что «отмежевание праславянских племен от родственных им соседних индоевропейских племен произошло примерно 4-3,5 тыс. лет назад, в начале II тыс. до н. э.».

Китайцы считают, что предки славян – усуни (уйсуни, исуйцы). Исуйцы, вероятнее всего это ветвь саков, принявшая участие в этногенезе русского народа, и вероятнее всего это и есть сайи-саяне, жившие и живущие теперь на территории нынешней Курской области.

Советский филолог-лингвист Борис Владимирович Горнунг пришел к выводу, что сначала протославяне жили на юго-востоке Балканского полуострова, потом переместились на территорию Украины, оттуда перешли на территорию Польши и Германии. На стыке этих государств приблизительно 3500 лет назад произошло зарождение славян.

Когда и откуда произошли славяне?

Общепринятого ответа на данный вопрос не существует. Более того, идёт многовековая борьба по вопросу происхождения славян. Этот вопрос стал камнем преткновения для многих историков, учёных, политиков, а также обычных людей.

Большинство историков полагает, что славяне обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия до нашей эры. Между тем, имеется гипотеза, что прародиной человечества была не Африка, а нынешний Таймыр, когда климат там был очень тёплый – средняя годовая температура в Арктике в районе полюса тогда была около +25°С. Такие данные получили в 2004-2006 гг. учёные из 8-ми стран. В Северном Ледовитом океане они пробурили дно подводного хребта Ломоносова и достали осадочные породы, в которых обнаружили водоросли, они могли расти только в тёплой воде.

По данной гипотезе начало появления предков славян – русов и исходный центр их расселения – Полярная земля, она же Гиперборея, Подсолнечное царство, Сварга, Джамбудвипе, Арьянам Ваэджо. Название Гиперборея дали греки от греческого бога северного ветра Борея. «Гипер» обозначает «крайний», «борея» – обозначает «север». «Крайний Север» – Гиперборея. В древнейших мифах греков, индоариев, иранцев, шумеров, германцев, финнов, славян описывается прародина человечества, где Солнце всходит и заходит по одному разу в год, а сам год делится на один долгий день и одну долгую ночь, что соответствует высоким полярным широтам. В Ведах встречаются такие высказывания: «То, что есть год, – это только один день и одна ночь Богов».

Есть основания считать, что праславяне – одна из ветвей ариев, которые заселили Русскую равнину и жили там не менее 40-50 тыс. лет до очередной глобальной катастрофы, имея письменность, религию и календарь. Ко второй половине II тыс. до н.э. расселение ариев в основном завершилось, охватив почти всю Европу и значительную часть Азии.

Изученные нами источники свидетельствуют о том, что в определённые периоды происходила подмена истории славян, борьба с фальсификациями. И сегодня существуют попытки принизить возраст и культуру славян в угоду чьим-то интересам. Даже в так называемых «официальных источниках» можно встретить утверждения, что славяне как народ появились только после крещения Руси в IX веке н.э. А до этого их предки якобы жили в пещерах, лазали по деревьям и вообще были варварами. Подобные утверждения не имеют ничего общего с реальной историей славян и являются следствием конкурентной борьбы за право писать историю. В качестве аргумента псевдоисторики, как правило, называют «отсутствие источников» о более ранней жизни славян. Отсутствие источников зачастую являлось результатом специально предпринятых действий. Документально известно об уничтожении письменных и материальных источников славянской культуры, существовавшей за много тысячелетий до христианской Руси. В средневековой Европе римско-католическая церковь на протяжении 400 лет массово сжигала рукописи, в которых приводились сведения с датировкой событий не по Рождеству Христову. Начиная с 1559 года по 1948 год официально издавался «Индекс запрещенных книг». Не отставали от европейской инквизиции правители и историки официальной Руси/России, особенно романовского периода. Множество фактов о том, как уничтожались древнеславянские источники и фальсифицировалась история славян, приведено в работе историка Д.В. Белоусова [14].

История славян до сих пор не восстановлена. Исторические труды и учебники содержат сведения, которые ставятся под сомнения или опровергаются появляющимися научными данными и открывающимися фактами. В такой ситуации необходимо проведение дополнительных исследований.

Выводы

В ходе исследования нами определены предпосылки его продолжения. Главным образом они относятся к видам источников данных, необходимых для уточнения заказа славянского этноса на образование.

Каковы источники знаний о славянской культуре, которые позволят достоверно формулировать заказ славянского этноса на образование? Историческими источниками славянской культуры являются не только письменные источники. Данных о жизни, культуре и образовании древних славян существует множество видов. Перечислим основные из них.

1. Работы древних и средневековых историков, начиная от Геродота.

2. Древние карты, составленные картографами разных стран и народов, доступные в результате оцифровки архивов и библиотек.

3. Сохранившиеся письменные летописи, например, Первая Новгородская.

4. Изустно передаваемый народный фольклор: сказания, былины, легенды, сказки, песни, пословицы, притчи, загадки.

5. Обычаи, обряды, ритуалы, заговоры, народные игры, традиции, сохранившие первобытность народа.

6. Дошедшая до нас славянская мифология, в том числе её реконструкция (Русские Веды, Влесова книга и др.). Сохранившиеся языческие верования.

7. Народный календарь, истоки которого подтверждаются археологическими находками. Например, обнаружены засечки на костях, соответствующие фазам Луны, которые имеют возраст в несколько десятков тысяч лет.

8. Лингвистические исследования, в том числе в области палеолингвистики.

9. Археологические находки: останки людей, флоры и фауны, предметы культуры, быта, архитектуры древних славян, их орнаменты, символика, письменность.

10. Данные ДНК-генетики о происхождении и миграциях славян.

Комплекс перечисленных источников и свидетельств выступает основанием для научных исследований и восстановления славянской культуры, включая педагогические основы образования славян как народа в целом, так и его представителей, наций, народностей.

Литература

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

2. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. Изд.-е 2-е. – Петроград: Кн. Склад «Земля», 1915. - 746 с.

3. Этнопедагогика как фактор сохранения российской идентичности : сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию со дня рождения академика Г. Н. Волкова / Отв. ред. С. Л. Михеева. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. – 590 с.

4. Шушарина И.А. Слависты. Материалы к курсу «Введение в славянскую филологию» (для студентов направления 032700.62) // Курган: Курганский государственный университет, 2014. – 46 с. http://rujaz.narod.ru/szuszarina/slavisty.pdf

5. Этнос // Словарь иностранных слов русского языка. https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_fwords/1233/Этнос

6. Этнос // Энциклопедия культурологии. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/2635/Этнос

7. Клёсов А. А. Запрещённая история: славяне и тюрки сквозь тысячелетия. [Видеозапись] / День ТВ. 1 ч. 41 мин. https://youtu.be/ssRE0vHvgL4

8. Гей, славяне! Гимн всех славян [Видеозапись] / Ансамбль Чаровницы и Добры Молодцы. 2021. - 5 мин. https://youtu.be/RRjOihETiHk

9. Славяне // Большая Советская энциклопедия. https://gufo.me/dict/bse/Славяне

10. Славяне // WIKI 2. Переиздание. https://wiki2.org/ru/Славяне

11. Сравнение численности восточных, западных и южных славян / Дизайнер Павленко, 11 марта 2021 г. https://tjournal.ru/s/graf/352019-sravnenie-chislennosti-vostochnyh-zapadnyh-i-yuzhnyh-slavyan

12. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. - М., 1993. Т. I. - С. 229.

13. Леднев В.С. Венеты. Славяне. Русь. Историко-этимологические и палеографические проблемы. - Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 2010. – C. 53-55.

14. Белоусов Д.В. Уничтоженные древние летописи // Хозяева Великой евразийской Империи (древняя история славян и русов). - СПб, 2015. 379 с. http://rus-imperia.ru/Tartaria_kotoruju_skryli.htm

Для ссылок:

Хуторской А.В. Славянский этнос как заказчик образования // Эйдос. – 2022. – №1. – С.8. – https://eidos.ru/journal/

Славянская педагогика
Славянская педагогика