Найти тему
Андрей Сталк

Дикий, дикий пляж. Жар нежных

"Дикий, дикий пляж. Жар нежных", Россия, 2005
"Дикий, дикий пляж. Жар нежных", Россия, 2005

Этажи из грязного песка

В относительно недалёком прошлом у меня одновременно с одним товарищем наступила долгожданная пора отпуска. Оба мы уже поняли банальную истину – не выехал в отпуск из дома – превратил безработную пору в затянувшийся выходной, который меланхолически подойдет к концу, оставив после себя похмелье бездарно растраченных дней. Но вот цели поездок у нас не сошлись от слова «совсем». Примерно одинаковый срок, примерно одинаковая стоимость. У меня – автобусный тур Берлин-Амстердам-Париж-Монако-Венеция-Вена-... (десять стран со своими туристическими достопримечательностями), у него – Хургада, все включено, отель второй береговой линии. Посмотрели мы друг на друга, пожали плечами и разъехались, кто на запад, кто в другую сторону. А после на работе каждый с чувством внутреннего превосходства демонстрировал, кто себя на фоне Триумфальной Арки, кто себя верхом на верблюде.

Документально-натуралистическую ленту Александра Расторгуева некоторые гламурные критики называют чуть ли не лучшим российским кино, есть у него какие-то широко известные в узких кругах премии, вроде «Лавра» и «Триумфа», но ищущим ускользающую сермяжную правду новой волны киноискусства не сюда. Не рискуя особо промахнуться, можно проштамповать сие произведение «Строго для быдла» и уйти смотреть Бертрана Блие. Нет, конечно акын-стайл «Что вижу – о том спяваю» тоже каталогизирован и уложен в соответствующие секции Его Величества Кинематографа, но большинству чего-то ещё хотящих не обойтись без картинки для глаз, услады для ушей и информации для не таких уж и серых клеточек.

Для глаз здесь ничего нет. Правда, если вам по душе хоум-видео, то, наверное, вы сможете оценить операторскую манеру снятия группового минета в сарае для бананов и прочего пляжного непотребства. Может, кому понравится помойка обгорелых потных туш. Кровоточащие язвы замученной верблюдицы. Луноликий вождь, утомленно вещающий, как пионерские лагеря бороздят дороги великого русского мира. Полупустая свадьба, где жениха пытается изображать человек ростом в метр. Не знаю.

Но глазам ещё повезло. Если исчезнет весь видео-контент на свете, то «Жар нежных» можно посмотреть даже два раза. С интервалом в месяц. А вот со звуком беда. Обрывки давнишних западных шлягеров пытаются выдать за саундтрек. Но, в-основном, здесь ни к чему не обязывающий трёп, пьяные откровения: «Какая же я сука», похвальба крутостью нищебродов и песни под Пугачеву.

Ладно, придраться к убогому может каждый. Но ведь какой-то посыл картина несет, возводит зрителя на новую ступеньку дзена. Вероятно, выпускник философского факультета Калининградского университета имени Канта обоснует, найдет и докажет наличие янтарной россыпи в смердящей навозной куче. Но у меня тезис один – хочешь поглупеть, свали на недельку-другую на какое-нибудь теплое море, где из развлечений бабы, водка, гармонь и барабулька. Ведь каждый по отдельности персонаж ленты не клинический идиот, наверняка что-то умеет, хотя бы мечтать. Но как Незнайка с Козликом на острове Дураков мгновенно деградируют до уровня жвачных животных, так и обгорелое приезжее народонаселение ничего не хочет, ни о чем не думает. Разве у детишек какие-то интересы собственного мира нет-нет да проявляются.

Режиссера Александра Расторгуева, недавно погибшего в центре Африки, принято жалеть, как творческую личность, сбитую на взлете. Здесь могу присоединиться только с человеческих позиций, смерть – это смерть. А вот что «Дикий пляж», что «Срок» с очередной любовью Ксении "давно не Виторган" вызвал у меня промокашкинскую аналогию «Это и я так могу». Впрочем, нет, не могу. Наскучит снимать грязь даже за деньги, начну лепить из неё не гениталии (эпизод картины), а, ну хоть подобие дворца.