Найти в Дзене
А мы и не знали

Деньги не хозяин человека

Сейчас мы воочию видим обострение противостояния трёх стран, олицетворивших три мировые силы: Китая (производство), России (энергия), и США (мировые деньги). Вот, проблему денег и рассмотрим.

Все народы мира начинали с обмена дарами внутри семей, далее они перешли к внутри- и межплеменному «коллективному» обмену. Когда производство и обмен товаров стали регулярными, появились общие эквиваленты, служившие для фиксации акта обмена, и одновременно для сравнения стоимости обмениваемых товаров – а именно, деньги. В таковом качестве перебывали раковины и хвосты белок, бусинки, связки мидий, просто камушки; в средневековье – скот в племенах Аравии и Германии, чай в Монголии, меха на Руси. Наконец стали использовать кружочки из драгметаллов, а потом банкноты.

Люди, знакомые с трудами Карла Маркса, знают, что он применял общую формулу обмена товаров: Т-Д-Т (товар – деньги – товар). Но те, кто кроме Маркса других политэкономов не читал, даже и не знают, что первые политэкономы Европы – Адам Смит и Давид Рикардо, не видели особой разницы между формулами обмена Т-Т (товар – товар) и Т-Д-Т (товар – деньги – товар). Для их теоретических построений был важен товарообмен как таковой, а деньги они понимали как вещественного посредника, не имеющего отдельного значения в экономике. А сегодня деньги приобрели гипертрофированное значение, превратившись, по сути, в хозяина человека.

Ни Адама Смита, ни Давида Рикардо не интересовали производитель и потребитель, как члены человеческого сообщества, вне экономики. Если бы они учли, что потребительские стоимости производят люди своим трудом, и потребляют их тоже люди, а деньги возникают при обмене, то в их формуле появился бы человек: Ч-Т-Д-Т-Ч. Карл Маркс же, написав в «Капитале» (том второй, книга II, с. 36 в издании ИПЛ 1984 года): «…следовательно, в виде общей формы простого товарного обращения Т-Д-Т, где деньги фигурируют как простое средство обращения, играющее мимолётную роль, как простой посредник в обмене товара на товар», – далее вместо «человека» подставил в формулу только значок Р (рабочая сила) – Р-Т-Д-Т-Р.

А затем он перешёл к описанию действий ссудного капитала – то есть системы денег, которые сначала нужно где-то взять, потом преобразовать в товар, опять получить деньги, и рассчитаться за кредит. Цитируем: «…капитальная стоимость проходит Д-Т-Д, – форму обращения, которая путём двукратного перемещения товара в противоположном направлении, путём превращения из денег в товар и из товара в деньги, необходимо обусловливает возвращение стоимости, авансированной в форме денег, к её денежной форме; ее обратное превращение в деньги» (там же, с. 51).

А куда в этой формуле делся человек с его культурой?.. Мы знаем, что Маркс в своих политэкономических писаниях учитывал диалектический закон отрицания отрицания. По этому закону, динамическая система, эволюционируя, переживает раздвоение какого-то прежде единого качества, а дальше это приводит к переходу противоположностей друг в друга. Вот почему в его формуле нет места для человека: он в условиях господства ссудного капитала полностью перешёл на роль товара. И в самом деле: для любой производственной структуры люди – трудовой ресурс, товар под названием «рабочая сила». Для рынка они – потребляющая деталь. Для рекламы – рынок сбыта. Для СМИ, существующих на деньги рекламодателей, их аудитория (то есть люди) – тот товар, который они продают рекламщикам.

Как ни относись к религии, но по Библии призвание и назначение человека самые божественные; обладая душой, он имеет волю и свободу воли; может свободно успевать в добродетели и восходить от совершенства к совершенству (см.: Лев. XIX, 2; Сир. XV, 14-17; Быт. II, 16, 17, III, 2, 3, 6; Мф. XIX, 17, XXIII, 37; Втор. ХХХ, 19; Нав. XXIV, 15, 16, 24; Ис. I, 19, 20); то же согласно Корану: Аллах человека сотворил, выровнял и соразмерил (сура 82, айят 7). Да и классик социалистического реализма атеист М. Горький в пьесе «На дне» утверждал: «Человек! Это – великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека». А теперь атеистов и верующих убеждают, что выровненный и соразмеренный Господом человек всего лишь счётная единица всемирного рынка, а его гордость и честь – в подчинении тотальному господству денег. Это извращение Божьего замысла.

Значение денег не всем понятно, в немалой степени потому, что все средства обмена, от античных времён до современности, называются одинаково словом «деньги». Между тем, если всеобщий эквивалент – деньги, это всё, что угодно, применяемое для обмена товарами, то современные платёжные средства, нагруженные функцией накопления, и возникающие не от труда человека, а по желанию нескольких частных лиц – владельцев банка, берущих плату за предоставление этих средств обмена – совсем не деньги. Называть их так всё равно, что называть водой и воду, и водку, на том только основании, что и то, и то жидкое, и может быть проглочено…

Культура придаёт любым человеческим сообществам внутреннюю устойчивость, она нацелена на выживание сообщества и личности. А задача мировых финансов – в получении платы за кредиты. Если интересы финансов возносятся над всем остальным, то культура деградирует, возможности выживания сообществ снижаются. Понятно, почему: человеку нужны еда и предметы потребления, а деньги сами по себе не значат ничего. От них только вред. Ростовщическая составляющая навязанных нам денег, процент на кредит, порождает регулярные кризисы, излишнее обогащение и так богатых, и постоянный рост бедных, сдерживая решение большинства проблем человечества.

Возвращение человечества к осмысленной жизни объективно требует падения страны, находящейся на вершине мировой финансовой системы: США. И это падение неизбежно.

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

Илл.: из Сети.

«А мы и не знали»: История идей, История людей, История вещей.

У вас нет денег? – а по-другому и быть не может