Мясницкая в последние десятилетья XIX века – это что-то между Кремниевой долиной и Монмартром. Инженерные конторы занимали каждый дом, а обе высшие художественные школы города стояли почти друг напротив друга. Одной из них было Строгановское училище.
Правда, на Мясницкой находились лишь младшие классы, главным же зданием считался «дом Фамусова» рядом со Страстным монастырем (потом – дом на Рождественке).
Когда дом был построен
Участок на Мясницкой передали строгановцам в 1864 году для размещения Художественно-промышленного музея. Строгановка относилась к министерству финансов, поэтому ей досталось здание Ассигнационного банка – бывший особняк Шуваловых. Что интересно, до Шуваловых, в 1752-60 годах палатами владели Строгановы.
Музей сгубил старинные палаты: вместо них решили возвести что-нибудь новомодное, под Древнюю Русь. До революции так было постоянно – расправиться с прекрасным памятником, чтобы создать на его месте… что-то еще более прекрасное.
Так появился четырехэтажный дом с узорами, мимо которого сложно пройти, не запрокинув голову (№24с2, архитектор Август Вебер). Изразцы и майоликовые панно в русско-византийском стиле создали своими руками студенты Строгановского училища. Про даты пишут разное: 1874-75, 1875-78, а на центральном керамическом панно с молотом, мастерком и треугольником (символами строительства) начертано «1876».
Музеум
«Художественно-промышленный музеум» с блистательной коллекцией русского и византийского искусства существовал здесь до 1917 года, и у его истоков стояло много замечательных людей. Огромный вклад сделал купец-меценат Козьма Солдатенков, много экспонатов дал сын знаменитого поэта, дипломат князь Павел Вяземский – тот самый юноша, которому когда-то Пушкин написал стихи «Душа моя Павел…». Автор «Антона Горемыки» Григорович создал и напечатал указатель для музея.
Кроме «музеума» и младших классов в этом доме находились и художественные мастерские Строгановки. Там создавались украшения многих московских памятников. Например, плиточные панно для соседнего, шехтелевского корпуса.
Известные жильцы
Большую часть площадей сдавали внаем. На третьем (самом нарядном) этаже располагалась на исходе XIX века техническая контора Александра Бари, а работал в ней великий инженер Владимир Шухов. Именно тут он проектировал свои гиперболоидные башни, нефтехранилища, трубопроводы… Сохранился снимок, который Шухов сделал из окна (он был еще и страстным фотографом). Позже контора переедет в дом №22.
Тем временем в другой технической конторе, в том же здании, трудился молодой, никому не известный Куприн. Прежде чем состояться как писатель, Александр Иванович перепробовал десятки профессий: командовал взводом, пел псалмы, работал в кузнице и в цирке, служил суфлером, землемером, разгружал арбузы, обучал слепых и «носил кирпич на козе».
На верхних этажах были еще и квартиры. Здесь одно время жил художник Виктор Васнецов. В начале 1880-х в доме квартировал князь Лев Голицына, известный винодел… лучше сказать – создатель виноделия в Крыму. Он говорил:
– Я хочу, чтобы рабочий, мастеровой, мелкий служащий пили хорошее вино!
XX век
В советскую эпоху дом оставался жилым. Недавно мне пришлось читать рассказ старого москвича о послевоенном детстве: автор воспоминаний, сидя у окна, лил воду на прохожих, а они раскрывали зонтики, думая, что начинается дождь. И вдруг я понял: речь идет о хорошо знакомом доме:
Окно смотрит прямо на известный, на всю Москву чайный магазин, построенный и оформленный в китайском стиле.
Во-первых, в тексте говорилось про четвертый этаж. Во-вторых, лишь левое крыло нашего здания стоит напротив чайного магазина Перлова. Очевидно, речь идет об этих окнах:
В позднесоветские времена дом был центром неформальной Москвы, ибо в нем находилось легендарное кафе «Турист». В Москве это название звучало так же, как в Ленинграде – «Сайгон». Кругом гуляли длинноволосые хиппи с «фенечками» и в «хайратниках», встречались, эпатируя советских бабушек, и полувыбритые панки с «ирокезами». Эти картины можно было наблюдать в 80-х. Союз летел к историческому финалу.
Современность
Даже сейчас часть дома остается жилой.
Керамике не страшно время, и в простенках между окнами второго этажа до сей поры пылают сказочные птицы – красное на золотом. Остались изразцы с лепниной и в интерьерах одного из подъездов.
Читайте также:
Каталог всех моих статей по рубрикам – в оглавлении.
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить интересное!
#история #искусство #москва #история москвы #мясницкая #строгановка #старые дома #архитектура #куприн #шухов