"ХАГАКУРЭ. БУСИДО" (извлечения): «Бусидо - Путь воина - означает смерть. Когда для выбора имеется два пути, выбирай тот, который ведёт к смерти. Не рассуждай! Направь мысль на путь, который ты предпочёл, и иди! Каждое утро думай о том, как надо умирать. Каждый вечер освежай свой ум мыслями о смерти. И пусть так будет всегда. Воспитывай свой разум. Когда твоя мысль постоянно будет вращаться около смерти, твой жизненный путь будет прям и прост. Твоя воля выполнит свой долг, твой щит превратится в стальной щит»
Наверное, в такой философии и скрываются истоки тех событий и поступков, которые имели место в первой половине ХХ века, да и не только тогда.
Из архива Navygaming, 2014
Рассказывая о кораблях мы часто забываем, что на них все же служат люди. Люди, которые принимают решения, обслуживают вооружение и механизмы, которые ошибаются и погибают. На канале мы уже неоднократно рассказывали об японских авианосцах "Дзуйкаку"/ "Секаку", но думаем, что рассказ о них был бы не полным, если не сказать о адмиралах, которые прославили эти корабли. Они были на их мостиках и в минуты триумфа, и в час гибели. Этот рассказ о японских адмиралах, серьезных противников союзников в войне на Тихом океане. Мы считаем, что сложно победить противника, если его не знаешь - значит надо знать противников. Но начнем мы с рассказа об обучении морских офицеров в Японии в начале ХХ века.
1.Воспитание морских офицеров для японского флота
Вопросы комплектования флота кадрами начали интересовать японцев со второй половины XIX века. После преобразований императора Мейдзи, вопросам образования в Японии отводилась особая роль. Так в 1860-х годах в Нагасаки появилась Императорская Японская военно-морская академия - школа для подготовки морских офицеров. В 1866 году академия переехала в Иокогаму, затем в 1869 Цукидзи (префектура Токио), а окончательное место дислокации заняла в Этаджиме (префектура Хиросима) в 1888 году. В 1943 году была открыта отдельная школа для морской авиации в Ивакуни, а в 1944 году еще одна школа морской авиации была основана в Майдзуру . Академия была закрыта в 1945 году, когда Императорский флот Японии был упразднен.
В морскую академию мог поступить любой императорский подданный мужского пола при определенных ограничениях по возрасту, характеру и физическим данным. Соискатели должны были быть в возрасте от пятнадцати до двадцати лет. После предоставления начальству необходимой личной характеристики от них требовалось пройти осмотр комиссии военно-морских врачей, после чего они допускались к вступительным экзаменам. Так как большинство претендентов получали основательную подготовку в школах, придающих особую важность определенным качествам, соревнование между ними на ежегодных вступительных экзаменах всегда бывало очень напряженным. Двадцать - двадцать пять процентов отсеивались во время медицинского осмотра, а из остальных лишь десяти процентам или около того удавалось пройти вступительные экзамены. Обязательные предметами являлись следующие: под заголовком «Математика»: арифметика, алгебра, планиметрия и тригонометрия; под заголовком «Японский язык»: литература и сочинение; под заголовком «Английский язык»: грамматика, устная речь, перевод с японского на английский и с английского на японский; под заголовком «Естественные науки»: химия, естествознание и физическая география; под заголовком «Черчение»: рисунок и техническое черчение. Кроме того, есть несколько дополнительных предметов, как-то: китайский, французский, немецкий и русский языки, оценки по которым помогали абитуриенту не столько попасть в колледж, сколько обеспечить хорошее положение в списке успешных абитуриентов. Система рейтингов влияла на дальнейшее распределение по службе, перспективы попадания на командные должности. После поступления ни один кадет не имел права бросить обучение ни под каким предлогом; однако, если начальство сочтет, что кто-то из кадет не соответствует требованиям либо физически, либо по характеру или способностям, его тут же исключали.
Курс обучения длился четыре года, затем был сокращен до трех лет. В первый год четыре часа в неделю отведены артиллерии, четыре морскому делу, один инженерному, шесть английскому языку, пять физике, шесть математике, что в целом составляет двадцать шесть учебных часов в неделю. Кроме того, кадет не менее часа в день занимается строевой подготовкой, джиу-джитсу, фехтованием, гимнастикой, греблей и так далее. Подъем через полчаса после рассвета, в 7:30 завтрак, в полдень обед, ужин в 5:30 вечера. Все уроки и занятия кадеты посещают в чистой и опрятной белой матросской форме. Только по воскресеньям кадетам разрешается выходить из академии, но и тогда не более чем на три часа утром и на три часа после обеда. У каждого класса есть свое место встреч за стенами учебного заведения, обычно это ферма, где кадеты могут позволить себе немного поесть, выпить, покурить и почитать газеты, что запрещено им на территории академии. Дисциплина поддерживается на решительно высоком уровне, хотя среднему английскому юноше она показалась бы чрезмерно утомительной.
На втором году обучения четыре часа в неделю отводятся на артиллерию, три на морское дело, один час на торпедное, три на навигацию, три на инженерное дело, шесть на английский язык, три на физику и пять на математику. В третий, последний, год три часа в неделю уделяются артиллерии, четыре морскому делу, четыре торпедному, семь навигации, один инженерному делу, шесть английскому и три механике. В категорию «Морское дело» входят занятия по международному морскому праву, сигнальной системе, кораблестроению, хозяйственным делам и другим подобным вопросам, а в категории «Навигация» кадет изучает метеорологию, наблюдение и так далее. Кроме всех этих предметов, время от времени кадеты посещали лекции по международному и гражданскому праву, а военно-морскую историю узнавали в основном на уроках английского языка. Тренировочный корабль, стапель, лодки, батарея и комната с образцами в академии были оснащены всем самым современным оборудованием, и с его помощью кадеты получали практические знания.
По окончании академии кадеты получали звание корабельного гардемарина (или мичмана) и затем вместе с некоторыми однокашниками назначается на один из крейсеров, специально оснащенных для стажировки. После завершения подготовки гардемарины отправляются в поход продолжительностью от шести до восьми месяцев, а по возвращении в Японию распределяются по кораблям регулярного флота. Здесь следует отметить два положительных момента: первое, что, хотя к учебному заведению и были прикреплены несколько преподавателей из штатских лиц, большинство наставников - это морские офицеры, и второе, что, когда класс заканчивает трехлетнее обучение, некоторые офицеры, обучавшие их, отправляются вместе с ними в поход.
Через год или два гардемарин получает звание младшего лейтенанта, но лишь после сдачи определенных предписанных экзаменов. От младшего лейтенанта японского военно-морского флота, вероятно, требовалось самое большое усердие в мире, так как он не только должен был выполнять свою часть работы и стоять на вахте, но и постоянно писать рапорты и отчеты по всевозможным вопросам, профессиональным и прочим. Через два - четыре года младшему лейтенанту присваивалось звание лейтенанта, и, если в течение некоторого времени о нем составлялось благоприятное мнение, его направляли в военно-морской колледж), где обучались кандидаты в командный состав.
Обучением было предусмотрено несколько курсов - двухгодичный курс, который назывался «Косю» для подготовки офицеров к занятию штабных должностей. В число изучаемых предметов входили стратегия и тактика войны на море и на суше, военно-морская история, фортификация, право, международное право, дипломатические обычаи и история, военное и морское руководство, политэкономия, артиллерия, торпедное дело, навигация, кораблестроение и инженерное дело. Во время изучения этого поразительно подробного и всеобъемлющего курса офицеры время от времени участвовали в различных маневрах, бывали в фортах, на кораблях, военно-морских базах и заводах во время инспекций, которые проводили специалисты.
Курс под названием «Оцусю» продолжительностью один год, в ходе которого подробно изучалось торпедное и артиллерийское дело, а также навигация. Целью этого курса являлась подготовка специалистов по какому-то одному из вышеназванных предметов. Капитаны, командиры и старшие лейтенанты, отстающие по некоторым дисциплинам, имели возможность пройти курс под названием «Сэнка», но только в том случае, если начальство сочтет, что это будет им действительно полезно. Если офицер выказывает особые способности к определенному предмету, но при этом отстает по другим, которые в ином случае сделали бы его достаточно компетентным для назначения в штаб, его направляли на изучение курса под названием «Косюка». Помимо этих курсов, офицеры и матросы постоянно проходили практику в артиллерийских и торпедных школах в Йокосуке, а также посещали специальные курсы по изучению новых видов вооружения.
Первый герой нашей статьи вице - адмирал (адмирал посмертно) Нагумо Тюити. Он родился в городе Ёнэдзава, префектура Ямагата, на севере Японии в 1887 году. Нагумо окончил 36-й класс Императорской Японской военно-морской академии в 1908 году, восьмым из 191 курсанта. Был распределен мичманом на крейсер «Сойя» (бывший «Варяг»).
Затем проходил службу на крейсерах «Ниссин», «Нийтака». После получения звания младшего лейтенанта в 1910 году он был назначен на броненосный крейсер «Асама».
Интересно, что Нагумо служил и на "Асаме", и на его противнике - на "Варяге" (Сойя")
После прохождения основного курса обучения в торпедной школе и школе морской артиллерии получил звание лейтенанта и служил на линкоре «Аки», а затем на эсминце «Хатцуюки». Прошел обучение в Военно-морском колледже и торпедной школе по специальности торпедное оружие, был на стажировке в судостроительном управлении. В 1914 году он получил звание капитан-лейтенанта и был назначен на линейный крейсер «Кирисима». После служил на эсминце «Суги». 15 декабря 1917 года Тюити был назначен командиром на эсминец «Кисараги». За проявленные успехи был направлен для дальнейшего обучения в Военно-морской колледж, на командный курс.
Нагумо окончил Военно-морской колледж и был произведен в капитаны 3 ранга в 1920 году. Он специализировался на использовании миноносцев и торпедном оружии. С 1920 по 1921 год был командиром эскадренного миноносца «Моми», но вскоре назначен в штаб первого дивизиона эсминцев, а затем в главный штаб ВМФ Императорского флота Японии. В 1924 году получил звание капитана 2 ранга. С 1925 по 1926 год Нагумо входил в состав японской миссии по изучению военно-морской стратегии, тактики и техники в Европе и Соединенных Штатах Америки.
После своего возвращения в Японию Нагумо служил командиром канонерок «Сага», «Уйи», а затем в качестве инструктора в Императорской японской Военно-морской академии с 1927 по 1929 год.
Нагумо был повышен до капитана 1 ранга в ноябре 1929 года и принял на себя командование лёгким крейсером «Нака», и с 1930 по 1931 год командующий 11-й эcкадрой эсминцев. После службы в главном штабе ВМФ с 1931 по 1933 год он принял на себя командование тяжелым крейсером «Такао» с 1933 по 1934 год, и линкором «Ямаширо» с 1934 по 1935 год. Получил звание контр-адмирала 15 ноября 1935 года. В качестве контр-адмирала Нагумо командовал первым дивизионом эсминцев и восьмой крейсерской эскадрой сопровождения Императорского флота Японии при действиях в Китае, в районе Жёлтого моря. С 1937 по 1938 год он был старшим преподавателем торпедной школы, а с 1938-1939 года он стал командиром третьей дивизии линкоров.
Нагумо был произведён в вице-адмирала 15 ноября 1939 года. С ноября 1940 года до апреля 1941 года Нагумо был президентом в Военно-морском колледже.
Перед началом войны в командовании флота были произведены перестановки. 10 апреля 1941 года Нагумо был назначен командующим Первого воздушного (авианосного) флота Императорского флота Японии, основной Авианосной ударной группы. Здесь мнения историков расходятся, некоторые считают, что Нагумо получил под командование данный флот по праву своего старшинства среди морских офицеров (данное право старшинства существовало в японском ВМФ, таким образом, более молодой и талантливый офицер не мог претендовать на должность, если имеется кто-то более опытный по возрасту), хотя и не являлся большим специалистом по использованию морской авиации, а также выступал против проведения атаки на Перл-Харбор. Здесь есть некоторая двойственность. Адмирал Ямамото много лет, настойчиво развивавший морскую авиацию и авианосный флот, а также разработавший план атаки американских сил, никогда не был сторонником войны с США. А Нагумо был ярым сторонником партии “войны”. Однако это легко понять, если посмотреть на дело под внутриполитическим углом.
В Японии на политический курс страны и позицию императора влияли разные политические силы. В политических элитах существовала как партия “войны”, так и партия “мира”. Также существовало разделение элит на флотских и армейских офицеров. Представителями этих кругов были представители знатных родов и фамилий империи, в которых традиции службы на флоте или армии передавались из поколения в поколение.
Однако именно под его командованием это соединение одержало победу в Перл-Харборе. Под командованием адмирала было множество кораблей: 6 авианосцев: «Акаги», «Кага» (1‑я дивизия), «Сорю», «Хирю» (2‑я дивизия), «Секаку» и «Дзуйкаку» (5‑я дивизия). Их прикрывали линейные корабли «Кирисима» и «Хиэй», тяжелые крейсера «Тонэ», «Тикума» и другие корабли. Все подробности этой атаки неоднократно рассматривались, описаны в литературе, по этим событиям сняты фильмы. Поэтому рассказывать подробно об этом не будем. Но в этой атаке проявились, как лучшие качества нашего героя - организаторские способности, внимательное изучение планов и отличная подготовка к их исполнению, здесь нельзя не отметить помощь блестящих морских летчиков Минору Генда и Митсуо Фукида. Так и отрицательные качества - излишняя осторожность, которая сыграла роковую роль в дальнейшем развитии событий. Предпочитая не рисковать самолетами и решив, что цели в дыму пожаров плохо видны, адмирал Нагумо не поднял третью волну ударных самолетов и отдал приказ об отходе. А в Перл-Харборе остались целыми топливные склады, ремонтные верфи и мастерские, портовая инфраструктура, что в дальнейшем позволило американцам очень быстро оправиться от удара.
В начале 1942 года Нагумо продолжил свои результативные действия. Он участвовал в захвате Рабула и Кавиенга, его самолеты атаковали порт Дарвин, а также участвовали в рейде в Индийский океан. Битвы с Восточным Британским флотом были столь успешны, что заставило командующего адмирала сэра Джеймса Сомервилля отступить в Восточную Африку. Таким образом, его соединением было уничтожено: 5 линкоров, 1 авианосец, 2 крейсера, 7 эсминцев, множество транспортных и торговых судов, а также сотни самолетов союзников.
Но на этом счастливая звезда адмирала Нагумо закатилась. В битве при Мидуэй план, предложенный командующим Ямамото, во многом полагался на внезапность нападения и решал две задачи уничтожение Тихоокеанского флота США и захват Мидуэй (в следствии этого кабинетными стратегами план считается не гибким). Но самым главным минусом было то, что американцам был известны японские военно-морские шифры, и они были отлично осведомлены о планах противника. Также адмирал Нагумо слишком полагался на опыт своих авиационных специалистов, а они-то подвели. Генда заболел гриппом, перед выходом в море, а Фукида перенес операцию по удалению аппендикса и не смог в полной мере участвовать в боевых действиях.
Ну, и, конечно, определенной долей везения явилось еще и то, что атака пикировщиков американцев застала японские авианосцы в момент перевооружения авиагрупп, палубы были полны заправленных самолетов, боеприпасов. Таким образом, были потеряны 4 авианосца и весь цвет морской авиации Японии. Нагумо был переназначен командующим 3 флотом, участвовал в битве при Гуадалканале.
Здесь он опять осторожничал (потеряв очень много при Мидуэе), не смог развить свое преимущество, был нерешительным.
После этого авианосными соединениями адмирал больше не командовал. Был переведен на менее важные должности в метрополию, командовал 3 (Сасебо) и 2 (Куре) морскими районами, первым флотом (который выполнял учебные функции). Однако с ухудшением обстановки в 1944 году он опять вернулся в зону боевых действий на Марианские острова. Он был командующим центрального Тихоокеанского флота и одновременно четырнадцатого воздушного флота. Когда сражение в Филиппинском море было проиграно, адмирал остался руководить обороной острова Сайпан. Силы были слишком не равны, у защитников острова не было шансов. Поняв, что битва проиграна, адмирал Нагумо покончил жизнь самоубийством, застрелившись. Посмертно произведен в адмиралы.
Так закончился путь воина одного из японских адмиралов, державших свой флаг на авианосцах. А кто был вторым? Скоро узнаем...
Статья Military_surgeon из архива Navygaming, №1(4)/2014.
Продолжение следует...