Чуйский тракт — самая красивая, значимая и коварная дорога Алтая. Многие благодаря ей заработали капитал. Не мало и тех, кто сгинул на ее поворотах.
Активное освоение этого пути началось c 1756 года. Никакой дороги до Монголии не было, лишь узкая вьючная тропа соединяла русский и азиатский миры: косогоры и ухабы. Настоящую опасность представляли выступы скал над ущельями.
Отсутствие колесной дороги от Онгудая до Кош-Агача (более 250 км) сильно сдерживало торговлю. Нужна она было не только купцам, но и политикам — для укрепления связей и позиций в Центральной Азии.
До конца XIX века на Алтай не раз приезжали чиновники и инженеры, осматривали тракт, составляли сметы работ.
В 1893 году Томская губерния получила долгожданные средства на строительство колесной дороги до границы. В дело вложились и купцы. Они и ранее приводили в относительный порядок дорогу, сооружали мосты, переправы, но полностью благоустроить тракт для них было бы разорительно.
В итоге общими усилиями к 1902 году соорудили нечто пригодное для передвижения на телегах.
Но вскоре дорога начала разрушаться сразу после строительства. Через несколько лет она вернулась в первобытное состояние.
Летом 1914 года в Горный Алтай отправилась экспедиция под руководством Вячеслава Шишкова (писатель, автор романов «Угрюм-река», «Емельян Пугачев» и др.) Его задача — пробивать тракт через Белокуриху, Чергу и Шебалино или по скалистому правому берегу Катуни через Майму и Усть-Сему. Инженеры метр за метром наносили на карты новый и старый варианты Чуйского тракта, и после их изучения к концу 1916 года для улучшения и расширения был выбран современный маршрут трассы.
К середине 1920-х годов дорога не ремонтировалась и пришла в полнейший упадок. Во время гражданской войны были разрушены почти все мосты через горные реки.
26 мая 1922 г. Чуйский тракт получил статус дороги государственного значения. (постановление ВЦИК РСФСР от 26 мая 1922 г.).
Однако строить грунтовую дорогу начали лишь в 1928 году.
В 30-е гг. XX в. создавались исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ). Таким образом, появилась возможность использовать дешёвую рабочую силу на крупных государственных стройках Сибири. В Горном Алтае такой стройкой стал Чуйский тракт.
Были созданы «командировки» – настоящие концентрационные лагеря (ИТК). Именно заключённые этих командировок, входивших в состав 7-го отделения Сибирских лагерей, уже к осени 1932 г. стали главной рабочей силой на Чуйском тракте. Помимо мужских, на тракте имелись и женские «командировки».
Контингент заключенных состоял из осуждённых колхозников, уголовников и других категорий граждан.
Многие ИТК, располагались, далеко от населенных пунктов. Связь с Управлением лагеря была плохой, а потому нерегулярное снабжение заключенных продуктами питания, одеждой становилось обыденным делом. Состояние "командировок"не соответствовало принятым санитарным нормам. Не своевременно организовывалась и медицинская помощь.
Повсеместно заключенные заболевали цингой, туберкулезом, болели дистрофией. Лечение больных ввиду отсутствия лекарств фактически не проводилось. Весь штат врачей ИТК № 6 состоял только из одного фельдшера, квалификации которого явно недоставало для лечения сложных болезней, да и сам он к тому же был из числа заключенных. Среди заключённых, прибывших на работы, нередко встречались люди, страдавшие эпилепсией, туберкулезом, другими хроническими заболеваниями.
Не желая мириться с установленными порядками, заключенные устраивали порой массовые невыходы на работу. Случались побеги.
Водитель Б.А. Ялунин вспоминал:
«...Лагерники висели по отвесным скалам над Катунью. Работали вручную: кайлом, лопатой и с тачкой. Бурили отверстия в скалах, взрывали. Тяжело они работали и хоронили их в общую яму тут же, возле «командировки», на поляне…»
В очерках о «Чуйском тракте», историк-краевед В.Н. Шипилов, приводит рассказ бывшего шофёра Ивана Ивановича Козлова.
«Бывало едешь по тракту, а их целую колонну конвоируют охранники с собаками… Если кто бросался в бега, то его не ловили и даже не стреляли, а спускали собак и конец… Едешь мимо них, притормозишь и потихоньку, потихоньку (останавливаться нам строго-настрого запрещалось)… Смотришь, а они все бабы молодые, красивые…»
История сохранила имя первого водителя, проехавшего по Чуйскому тракту. Его звали Николай Михайлов. В 1925 году он проехал по тракту на легковом автомобиле с подъемным тентом. Баранку на опасной горной дороге крутили и женщины.
Это нашло отражение в легендарной песне про Кольку Снегирева. Ее написали в Бийске в 30-х годах. Она — одна из первых в России песен об автомобилистах. Ее знали практически по всей стране.
Дальнейшие времена для Чуйского тракта можно считать благоприятными. Освоение целины, увеличение грузооборота, обновление автопарка — все это требовало и развития инфраструктуры. Это и происходило: в 1950–1980-х годах реконструировались целые участки и строились новые мосты.
В 1961 году началом тракта сделали не Бийск, а Новосибирск, а последнее коренное переустройство прошло в середине 80-х, когда проложили новую дорогу через перевал Чике-Таман.
Сегодня Чуйский тракт — дорога федерального значения. Это значит, что на ее содержание выделяют достаточно денег, чтобы поддерживать практически в идеальном состоянии.
К 100-летию Чуйского тракта Банк России выпустил серебряную монету. На ней изображен памятник «Нулевой километр», фрагмент карты и панорамный пейзаж. Номинал монеты – три рубля. Тираж – 3 тыс. штук.
26 мая на Чуйском тракте откроют несколько новых четырехполосных участков дороги.
«У нас состоится открытие двух четырехполосных участков дорог на Чуйском тракте. Один – в районе Озерок, второй участок – также в Первомайском районе, но уже на маршруте Новоалтайск — Бийск, за комплексом дорожного сервиса «Облепиха», там существует объезд. Все мы к нему привыкли, но там был построен четырехполосный участок дороги, который как раз 26 будет открываться», – отметил Евгений Дешевых.
Сейчас по этой трассе формируют маршрут, который станет точкой притяжения не только для жителей, но и гостей региона.
Источники :