Найти тему
Абрамов Дмитрий

На одном крыле и какой то матери

Но мы дотянули до стоянки....

Привет! Открыли мы таки сезон жидкой воды с 16 по 17 апреля, сплавились по "простенькой" речке Исети от Ревуна до Каменска.

Вы заметили, что присутствуют кавычки? Все верно - было не совсем просто, произошла у нас очень занятная ситуация, про которую я и хочу рассказать в этом посте. Возможно я даже нашел сценарий, по которому могут происходит аварии в походах.

Сразу скажу, что ни к кому я не ничего не предъявляю - это в первую очередь мой бесценный опыт, который кому то может помочь.

К сообщению приложено видео, смотри видосы и читай здесь комментарий к ним.

Идем по Исети
Идем по Исети

Ну что, готов погрузиться в чтение и просмотр?)) Если не готов сейчас, но хочешь потом - подпишись на канал, потом вернешься к этому материалу.

Погнали! Немного предистории. 16 апреля, мы стартанули с порога Ревун, прошли нижнюю ступеньку и ушли вниз по течению.

Около 18 часов, мы уже ищем место для стоянки, но проходим мост окружной Каменской дороги, проходим мимо поселок Кодинка, вставать здесь нет смысла, людно весьма. Наши экипажи это - Большая Шестерка (К6 - Горшков), Малая Шестерка (К6 - Манарага) + байда надувная "Вольный ветер" на 2 места, всего нас 14 человек.

Тут из-за поворота слышится шум порога - это как потом оказалось техногенный порог, образованный разрушенной плотиной. Интересно, что плотина была построена еще до революции и здесь находилась крупяная мельница купца В.Жирякова (здание было высотой в 6 этажей!). Расположение плотины: N 56.43275° E 61.79086°

Первый кат (К6 манарага с байдой на прицепе) ныряет в порог и быстро исчезает из виду за перегибом. Мы (К6 - Горшков) подходим, закладываем "глиссаду" и вполне удачно входим в створ, но габарит самого судна весьма велик и нас боковой струей отбрасывает на камень в главном сливе - мы ударяемся рамой о камень и под раздачу попадает крепление баллона к раме - хлястики вырывает с мясом - "шкура" на левой гондоле расползается по шву - это сорвало хлястики крепежа. Благо баллон не пострадал и продолжил держать воздух.

Как это было в Кодинском пороге смотрите в ролике:

https://youtu.be/JpcrcrynwEQ - удар о камень на 01:23

При этом экипаж катамарана К6-Манарага + байда на прицепе прошел этот порог успешно, и стояли причалив к острову, ждали нас.

Мы вышли с порога, и я понимая, что терпим бедствие - первым делом командую чалиться и по пути задаю вопросы, тем, кто видит разрыв. Мне докладывают, что шкура порвана, внутренний баллон вылез наружу и опасно торчит, но признаков того, что баллон спускает нет и это радует. Я принимаю решение идти дальше, до ближайшего места, чтобы уже встать сразу на ночь.

Наша команда лопатит дальше без остановки. Уже подходя к крутому правому повороту слышу, сзади какой то ор - поворачиваюсь, кат К6-Манарага машет руками и нам что то орет - в этот момент мой кат К6-Горшков уже зашел в поворот и визуальный контакт исчез. Мы прошли небольшую стремнину и зависли - ждем второй кат. Второй экипаж нас быстро догоняет и говорит, что у них начал сильно спускать баллон - вот так новость, значит порог они прошли не совсем гладко.... Им требуется насос и остановка для подкачки, тормозимся в итоге на этом же коротком и прямом участке. А за поворотом опять что то шумит....

Собственно я и приступаю к основному повествованию.

С нашего ката отдали насос на кат К6-Манарага, они подкачались, а я в это время поднялся на насыпь, сходил посмотреть, что же это шумит. Моему взору предстал автомобильный мост через реку Исеть (N 56.42375° E 61.81113°), опоры которого образуют остров и разделяют русло реки на 2 протоки - в обоих протоках образовались пороги - русло заужается, вода ускоряется. Правая протока самая короткая и выглядит как самая безбашенная - в самом начале, в воде виднеются какие то штуки, через которые вода переливается и идет по самому короткому пути к нижней точке уреза воды. Левая протока длиннее и положе, что логично, струя в нем сформирована чотко и шириной как раз с ширину катамарана, на выходе из струи прижимает к левому берегу. В общем я вернулся к экипажам и всех проинструктировал, что надо идти в левую протоку, но заход там из под правого берега, то есть, до порога надо идти под правым берегом, а недоходя до острова метров 50 надо резко взять на сам остров и потом чуть левее и как раз попадаешь в струю, которая сливается сначала в бок, а потом уходит по кругу.

Кат К6-Манарага уходит первым, мы вроде тоже собрались, но мне с аварийным баллоном что то стремно лезть в порог просто так, я отдаю команду немного приспустить этот баллон - понизить давление + я достал реп-шнур и примотал к раме разорванный конец баллона, чтобы он не болтался и жестче сидел. На эти операции ушло время, около 10 минут.

Мы тронулись в бой, вышли за поворот, уже видим мост. Перед мостом на правом берегу уже маячит один из наших с К6-Манарага, машет рукой и кричит про то, что ... "тонет"... При этом шум порога частично заглушает крики человека с берега, на нашем кате поднимается паника и я к своему ужасу вижу, что судно у нас за этими разговорами потеряло свою ориентацию, так как никто за ним не смотрит, все внимание на кричащую девушку....

Нас тащит в правую протоку "больным" баллоном вперед - непорядок!

Я во время "очухиваюсь" и повысив голос резко оборвал все разговоры на судне и стал четко отдавать команды. Мы успели войти в порог и более того, отгребли от прижима... Смотри как это было на видео, мои комментарии о происходящем будут здесь, после этого видео.

https://youtu.be/B-ihKYsp7Pk

Что же здесь интересного и что не так. А вот прикинь, подходишь ты к порогу (я шел вообще на "хромом" кате!), а перед порогом прыгает человек, машет куда то рукой и кричит, что.... тонет... а что и где тонет - непонятно, шум порога, ветер, пустые пересуды участников нашего экипажа не дают возможности понять, что хочет донести этот человек нам, перед прохождением порога нашим экипажем, тем более он то его прошел.... Вот тут и кроется "зарытая собака".

Ты подходишь к порогу и видишь на берегу человека, который что то кричит и куда то машет.... У тебя первая мысль - обычно так делают, когда хотят сказать - не ходи туда или сюда, разобрать что он орет, невозможно.

На моем судне это вызвало сумятицу и в какой то степени "бунт" - участники стали проявлять активность и отдавать указания другим таким же участникам. Судно потеряло управление и внимание команды. Если бы мне не удалось быстро вразумить экипаж - мы бы вляпались в очередную "блуду". То есть - действия участника на берегу носят провокационный характер, хотя он может даже этого и не знать и не понимать. Экипаж готовится к проходу порога, должен сосредоточиться, поймать волну и голос капитана и отработать как единое целое, а вместо этого со стороны поступает непонятная информация. Мы как бы знаем, что они тонут, так как спускает баллон и мы им отдали даже насос, но тут то в чем необходимость? Почему эта информация была вывалена на нас в этот момент, в то время как кат К6-Манарага уже причалил к берегу и никуда теперь не тонет, ибо уже находится на берегу....

А дело было вот как. Как мне потом рассказали члены экипажа К6-Манарага.

Они как положено отработали порог через левую протоку с заходом от правого берега и выходя из порога попались на глаза рыбакам, те давай им кричать, что дескать вы тонете.... Ну понятно, что он тонут - баллон то спускает, мы идем до ближайшего места ночевки, там будем клеиться, баллон спускает, на кате добавился еще один член экипажа - байдарочник Антон пересел к ним и понятно, что нагрузка выросла... В общем они тут же за рыбаками причалили и стали нас ждать. А нас нету - я ведь там тормознул малость, стал привязывать разорванный баллон. Вот девчонки и переживают, а все ли у нас в порядке, вдвоем пошли нас поглядеть, одна нас увидев, вернулась к кату, а вторая.... Вторая попыталась нас обрадовать, что им рыбаки сказали о том, что они тонут и при этом махала нам рукой, чтобы мы шли в левую протоку, а мы то "дурачки" и понять не можем, нам указывают на левую протоку и кричат "тонем" - это верный признак туда не лезть, а идти в правую, или вообще обносить....

В качестве итога. Мы конечно вечером оборжали эту ситуацию, обменялись мнениями. Я рассказал в чем подвох этой ситуации, девушка "раскаялась", посмеялась и приняла эту информацию, хотя никто ее ни в чем не обвинял, да и не "спецом" она так, очень за нас переживала - она и мы все получили очень мощный урок, что некоторые вещи лучше не делать. Иногда лучшая помощь - не мешать.

Вспомни, возможно у тебя были такие ситуации, когда кто то начинает говорить "под руку" в самый неудобный момент. А продумывал ли ты потом, насколько могла увеличиться вероятность аварии в этот момент? Делись своим опытом в комментариях, я с удовольствием подискутирую на эту тему.

Благодарю за прочтение, подписывайтесь на канал и будьте в курсе всего происходящего.

Добавляйтесь в наши сообщества:

👉 Форум Туристов в Телеграм - https://t.me/turistchat

https://vk.com/wershina - ходите в походы и рассказывайте о своих путешествиях

https://taplink.cc/tk_versina - мультиссылка на все наши аккаунты