Сегодня такая story.
Жил-был некогда в Древней Греции в городе Эфесе человек по имени Герострат. Мы бы ничего не знали о нем, если бы...
Если бы не один случай.
Как-то летней ночью 21 июля 356 года до н.э. в Эфесе во время страшного пожара сгорел храм богини Артемиды. Это был не просто храм, современники справедливо признавали его одним из семи чудес света.
Археологи свидетельствуют, что возводился храм еще в бронзовом веке, а ученый и поэт Каллимах считал, что строили его таинственные легендарные амазонки. А сами эфесцы очень-очень почитали богиню Артемиду и верили, что Артемида допустила сожжение храма по одной-единственной причине: в ту ночь она была слишком занята рождением будущего царя Македонии, Александра Великого...
И вот храм сгорел. "Ответственность" за поджог, выражаясь современным языком, взял на себя некий Герострат.
Это был, по-видимому, человек совершенно обычный и малопримечательный, но чрезвычайно тщеславный. Историки о нем ничего не знают - кто был, чем занимался? Свой поступок сам Герострат объяснил... желанием прославиться. Ну, чтобы о нем осталась память. Одним словом, решил ВОЙТИ В ИСТОРИЮ. Любым способом. Что же, в логике ему не откажешь: сожжение храма ну никак не могло остаться без внимания. После такого, счел Герострат, о нем обязательно будут говорить, писать...
Эфесцы же решили иначе: никогда не упоминать это имя. Решение принимало народное собрание. В официальных документах впредь его именовали "один безумец".
Но, как мы видим, имя все же сохранилось в истории. Сначала о страшном преступлении - сожжении храма - написал греческий историк Феопомп, сохранив таким образом имя Герострата. Потом римский писатель Валерий Максим включил рассказ о нем в книгу De cupiditate gloriae / О желании славы. Ну, а уж потом историю о поджоге храма Артемиды стали пересказывать и другие античные авторы. Благодаря им и мы узнали о человеке, который прославился благодаря разрушению того хорошего, что было создано совсем другими людьми.
И выражение крылатое осталось.
ГЕРОСТРАТОВА СЛАВА - это постыдная, позорная слава человека, который задумал прославиться любой ценой, пусть даже за счет преступления.
...А храм эфесцы восстановили. Рассказывали, что стал он еще краше и был включен в "Семь чудес света" Антипатра Сидонского.
Средства на восстановление храма дал не кто иной, как великий Александр Македонский. Храм простоял до в начала или середины V века нашей эры, потом, правда, все равно разрушился. Но это уже совсем другая история.