Найти тему
Калибр Истории

"Помню, как сбил Фокке-Вульф" — Лётчик-истребитель Николай Климахин про штурм Берлина

Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели, сегодня предлагаю познакомиться с воспоминаниями Николая Климахина, пилота истребителя Великой Отечественной войны.

Знакомство

Свою историю начну с самого начала ещё до тех трагедий, что случились потом, меня зовут Николай Климахин, я родился в Пензенской обл. Кузнецкий район, село Сурмо в семье обычных крестьян. После того как родители переехали в город Киселёв, я поступил в местную школу и окончил её, а также успел закончить Прокопьевский аэроклуб. В котором у меня произошёл неприятный случай. Отрабатывая учебную программу, заглох мотор в самолёте, к счастью, инструктор смог посадить самолёт и я отделался лишь испугом.

Николай Климахин                                                                    источник:https://mirtesen.ru
Николай Климахин источник:https://mirtesen.ru

Финская война

После аэроклуба поступил в автомобильно-дорожный институт в Саратове, где обучался до 1939 года. Когда началась война с Финляндией и Румынией мне прислали повестку в армию. И так уж получилось, что вместо авиации мне пришлось служить в артиллерийском полку ,где был назначен старшим радистом, так как увлекался радио. Нашему полку поставили задачу захватить Бессарабию. Каждому выдали медальон размером чуть больше спичечного коробка и мы его назвали ''смертник'', так как по нему смогут опознать наши трупы. Когда наш полк был готов вступить в бой, нам замполит сказал, что король Румынии сдался.

  Качинская Военная Авиационная школа пилотов 1941г            источник:http://авиару.рф
Качинская Военная Авиационная школа пилотов 1941г источник:http://авиару.рф

Авиационное училище

После войны меня вызвал командир и объяснил, что по приказу Сталина, все кто прошёл обучение в аэроклубе могут направиться в авиаучилище. Недолго думая я согласился и меня направили в Сталинградскую школу пилотов, где во время обучения со мной произошёл инцидент, который я запомнил на всю жизнь. Летом выполнив программу в групповом вылете, я начал заходить на посадку и тут у реки заметил загорающую девушку. Отвлёкшись на несколько секунд, я чуть не влетел в склон обрыва. Благо успев резко рвануть ручку управления на себя чудом уцелел. После на базе инструктор надрал мне уши.

Истребители Як-9                                                        источник:https://habarovsk.anumis.ru
Истребители Як-9 источник:https://habarovsk.anumis.ru


Война

Когда началась Великая Отечественная война, я всё ещё учился, а выпустится смог только в феврале 1942 года. Меня направили в 13-й запасной авиационный полк в городе Кузнецке. Там я служил до 1943 года после чего нас отправили в Липецк, где находилась практически фронтовая полоса. Наконец в июне 1944 года меня перевели в 728-й истребительный авиаполк.

Трагедия

Первые мои боевые вылеты, были под Тернополем, я сопровождал бомбардировщики до Кракова и других городов Польши. Постепенно наша армия продвигалась в сторону Берлина и мы начинали верить в близость победы. Но произошла трагедия для нашего авиаполка. Перед Берлинской операцией мы находились на одном из ранее занимаемом немцами аэродроме и перед нами поставили цель бомбить окружённую нацистскую группировку. Летя на выполнение боевого задания и пролетев первый лесной массив, я увидел, как самолёт командира полка Василяки загорелся и упал, для нас этот человек был как бог или даже больше, но несмотря ни на что мы выполнили задачу.

Истребитель Як-1                                                                       источник:https://infourok.ru
Истребитель Як-1 источник:https://infourok.ru

Штурм Берлина

Когда наступило 16 апреля 1945 года, начался штурм Берлина, в котором я принимал участие сначала и до конца операции, я тогда летал на самолёте Як-7б. Первой задачей у нас было сопровождение бомбардировщиков, но и как штурмовики мы тоже были хороши. Закрывая глаза, я и сегодня вижу картину, как пикируя над дорогой, видно несколько замаскированных машин, крадущихся вперёд. Навожу перекрестие с упреждением 1.5 корпуса и трассеры уверенно мчатся к цели, а через секунду на земле расцветает огненный цветок.

Воздушный бой

В основном мы сопровождали бомберы. Идём строем, немцы рядом летят, но не рискуют, оно и понятно кому охота в конце войны умирать? Вот мы над точкой, Бе-12 сбрасывают груз и уходят с наборов высоты. Строй ломается и немцы тут как тут, начинают атаковать одиночных. Вижу, набросился Фокке-Вульф на одного, я за ним. Заложил вираж и на опережение дал очередь. Фокке-Вульф задымил и я увидел, как отлетает блестящей фонарь его кабины, я хотел добавить, но дымящий самолёт нырнул вниз. Бешку конечно я спасти не успел, он задымил и пошёл на снижение, но хотя бы Фокке-Вульф сбил.


Подписывайтесь на канал, если нравится военная история.