Слыхал как то про одного старого учёного – шинника, который говорил, что может много чего узнать по рисунку износа "шашек" протектора походивших шин. Якобы, по рисунку протектора, можно много чего сказать про автомобиль, на колесе которого эта шина работала. Такие например вещи можно сказать: на какой оси стояло колесо, на какой стороне, тип привода, какие были углы установки этого колеса, давление воздуха в шине, нагрузку на ось, среднюю скорость движения и наверное ещё что то.
Не исключаю такой возможности, потому что сам много лет использую наблюдения за износом протектора шин клиентских автомобилей в своей работе. Приезжают различные автомобили ко мне на сход-развал и на диагностику ходовой. Обращаю внимание на характер износа протектора шин этих автомобилей. Потом сравниваю характер износа шин с углами установки колёс на этом автомобиле, неисправностями шасси этого автомобиля, давлением в шинах и т.д. Естественно, наметились наработки и выводы на эту тему.
---------------------------------------------------------------------
Самый первый вывод: популярная распространенная картинка из учебников, которая появляется везде, где обсуждается износ шин – она бестолковая.
Не знаю, откуда вообще появились такие наблюдения за шинами. Может быть, такой износ характерен для каких то там диагональных шин грузовиков. Но в современных радиальных металлокордовых шинах легковых автомобилей ничего подобного не наблюдается совсем. Могу объяснить почему:
-----------------------------------------------------------------------
1)про связь износа шин с давлением воздуха внутри шины
Каждый наверное видел, как выглядит спущенное колесо автомобиля
Каждый держал шину легкового автомобиля в руках. Всем понятно, что каркас этой шины очень эластичный (мягкий). Поэтому, когда накачанная шина держит вес автомобиля, приходящийся на данное колесо, реальное давление в пятне контакта колеса с дорогой распределено практически одинаково по всей площади пятна контакта (и примерно равно давлению воздуха в шине). Никаких «вогнутых дугой серединок» (не входящих в контакт с дорогой при низком давлении воздуха), или наоборот – «выпуклых серединок»(при повышенном давлении воздуха) не наблюдается в реальной жизни. Поэтому, характер износа протектора шин легковых автомобилей не зависит напрямую от давления воздуха в шине.
-----------------------------------------------------------------------
2)про связь износа протектора шин с углом развала данного колеса. Тут как бы два аспекта:
----отрыв части протектора от дороги при большом угле развала колеса
Но сами подумайте, при каком угле развала это реально возможно? Думаю, что только при угле где то более 3 градусов – это ненормальный для автомобиля угол и не стоит говорит о нём всерьёз.
-----разворачивающий момент в пятне контакта, из за разницы радиусов качения плечевых зон протектора колеса, катящихся в развале
Нот даже Й.Раймпель говорит, что данный эффект становится существенным где то от 3 градусов развала. (3 градуса развала это, если что, очень много. И мало у кого колёса завалены на ткой угол.
--------------------------------------------------------------------------
3)картинки износа протектора шин отдельными пятнами (якобы, из за неисправности амортизаторов или нарушенной балансировки колёс) – этого тоже практически нет на шинах реального современного легкового автомобиля.
Износ шин пятнами обычно бывает там, где протектор имеет выпуклость (шина покоробилась от внутренних повреждений и выпуклое место ускоренно изнашивается). Реже можно встретить на протекторе шины плоские «площадки износа», образовавшиеся при экстренном торможении колеса в юз. Но и это уходит в прошлое, потому что сейчас уже наверное большинство автомобилей имеют в тормозах систему АБС (колёса не тормозят в юз).
Пятна износа от неисправности амортизаторов иди дисбаланса колёс – это вообще ерунда какая то. Потому как, с такими косяками вряд ли кто то будет ездить на легковом автомобиле продолжительное время.
Поэтому, не стоит делать анализ износа своих шин на основании приведённых выше картинок из старых учебников (вы вводите себя в заблуждение и делаете неправильные выводы).
-------------------------------------
продолжение тут