Найти тему
Шахтёр

Сначала геологи бурили скважины, спустя много лет под домами прошла шахта.

Я не раз говорил ранее, что вырос в шахтёрском районе на окраине крупного промышленного города. Местность холмистая, в ближайшей округе расположились три шахты, рядом и поодаль от шахт – частный жилой сектор. А далее – ещё не дремучая тайга, но уже могучие сосны вперемежку с белоствольными берёзами. Ранней весной мы – детвора – с трёхлитровыми банками и маленьким топориком ходили сюда за берёзовым соком.

В конце 60-х годов в нашу местность приехали геологи. Поставили буровую вышку метрах в двухстах от крайнего дома и начали бурить скважину. Нас интересовали цилиндрические образцы породы, которые геологи по бóльшей части тут же выкидывали. Себе забирали небольшую часть образцов, аккуратно складывали в деревянный ящик с множеством ячеек, к каждому образцу прикладывали записку. Что в них писали геологи, нам было неведомо.

Жили геологи в вагончике рядом с буровой вышкой. Мы – местные пацаны – были частыми гостями у них на вечернем костре. Из дома приносили картошку, пекли её в углях и с солью без хлеба съедали тут же. Когда на грядках подрос лук-батун, блюдо из картошки добавилось зелёными перьями лука и чёрным хлебом с посыпкой сверху семенами кориандра. В ответ геологи угощали нас супом с тушёнкой из котелка, сваренного на костре. Вроде бы ничего особенного, но ужин под открытым небом у костра – это ни с чем не сравнимое яство! Домой приходишь, мама усаживает за стол ужинать, а не хочется – сыт по горло.

Для чего геологи бурили скважины, нам было не интересно. Но поговаривали, что уголь ищут. В действительности же определяли простирание угольных пластов, его мощность (проще говоря – толщину), глубину залегания и прочие параметры. В итоге оказалось, что весь наш частный сектор расположен на залежах угля, со временем шахты пройдут под жилыми домами. По этому поводу рисовались разные перспективы:

• угля много вне населённого района и шахты не затронут жилой сектор;

• шахты будут отрабатывать пласты лет через 15-20, а то и через 25 лет;

• даже если пройдут шахты под домами, уголь залегает глубоко и на поверхности это никак не отразится.

Фото автора. Сколько себя помню, столько и стоит маяк. Геологи располагались недалеко от него.
Фото автора. Сколько себя помню, столько и стоит маяк. Геологи располагались недалеко от него.

Спустя какое-то время геологи перевезли вышку на середину улицы и поставили её на пятачке между домами на краю дороги. Нашли они что-то глубоко под землёй или не нашли, нас уже не интересовало. Цилиндры земной тверди мы натаскали вволю, наигрались и благополучно забросили. Вскоре уехали и геологи, забив в скважину деревянную пробку. Они забили, мы выбили. Светили фонариком, пытаясь поглубже разглядеть скважину. Кидали камушки и слушали удаляющийся лёгкий гул, надеясь услышать стук о дно скважины. Разговоры о возможной отработки угольных пластов постепенно утихли, жители успокоились.

В 1972-м году отец начал строить двухэтажный дом, строительство заняло три года. Справили новоселье и тогда ещё не знали, что дом простоит всего 15 лет.

Фото автора. От второго этажа дома осталась лишь одна стена и радиатор отопления.
Фото автора. От второго этажа дома осталась лишь одна стена и радиатор отопления.

Шахта прошла. Вопреки былым предположениям, на поверхности земли появились большие трещины, фундаменты домов полопались и ремонту не подлежали. Неоднократно от шахты по улицам проходила комиссия и фиксировала повреждения, людей переселяли в квартиры.

К этому времени отец уже был на пенсии. Дом он продал на слом, погрузил в контейнер вещи и переехал на свою родину. Теперь от дома остались руины первого этажа из шлакобетона и воспоминания на старых фотографиях.

#шахтёр #шахта #геология #геологоразведка #уголь #история

-4

Геологи
1183 интересуются