1,1K подписчиков

«Садись, детуля, я тебя увековечу!» — этой уже легендарной фразой Зверев начинал свои сеансы портретирования.

4,8K прочитали

Анатолий Зверев был многогранно одаренным человеком — гениальным живописцем, виртуозным графиком. Широко прославили художника женские портреты, составляющие одну из самых значительных частей его наследия. Это — сотни потрясающих образов, которые он создавал мгновенно, схватывая самую суть модели. Ходят легенды о «цепкости» зверевского взгляда, о его способности разглядеть то, что скрыто от остальных, — не только внутреннюю сущность, но и дальнейшую судьбу некоторых моделей.

Анатолий Зверев. Портрет Полины. 1980. Коллекция Музея AZ
Анатолий Зверев. Портрет Полины. 1980. Коллекция Музея AZ

«Садись, детуля, я тебя увековечу!» — этой уже легендарной фразой Зверев начинал свои сеансы портретирования. Почти все модели художника рассказывали о живописных сеансах как о своеобразных перформансах. Зверев одним из первых превратил создание произведения в артистическое действо — на глазах свидетелей происходило чудесное, спонтанное и стремительное рождение образа. Он никогда не стремился к фотографической точности, и если модель говорила «Это — не я», Зверев всегда утверждал: «Если тебя нарисовал Я, значит, это — ТЫ!».

Работы художника рождались стремительно, и если сложные техники еще могли сковывать его творческий порыв, то уголь, тушь и карандаш позволяли ему буквально за считанные минуты создавать графические шедевры. «Чем быстрее написана работа, тем она откровеннее и чище» — говорил Зверев.

Анатолий Зверев, несомненно, продолжал русскую линию боготворения женщины: зверевские красавицы (особенно в графических сериях) с их иконописными ликами, с щемящей тоской во взорах, со струящимися локонами и тонкими, лебедиными шеями. Восхищение и поклонение женской красоте — явлены у Зверева с такой силой и глубиной, на какую только и был способен гений.

Анатолий Зверев. Портрет Инны Костаки. 1950-е . Коллекция Музея AZ
Анатолий Зверев. Портрет Инны Костаки. 1950-е . Коллекция Музея AZ

Немаловажен тот факт, что большинство зверевских героинь — не просто симпатичные незнакомки, выполняющие декоративные функции. Они неординарные и артистические личности, близкие художнику по духу и наделенные немалым талантом. Здесь нет соподчинения творца и музы — это диалог на равных. 

Анатолий Зверев. Портрет Зои Берлинской. 1967. Коллекция Музея AZ
Анатолий Зверев. Портрет Зои Берлинской. 1967. Коллекция Музея AZ

С конца 1960-х годов в нрафике и живописи Зверева появляется узнаваемый образ Оксаны Асеевой — музы художника: с утонченными чертами лица, вьющимися золотыми волосама, голубыми глазами, часто опущенными, печальными. Рассматривая эти портреты, зритель чувствует: они создавались не для того, чтобы польстить модели, но чтобы запечатлеть ее для себя. 

Анатолий Зверев. Портрет Оксаны Асеевой. 1969. Коллекция Музея AZ
Анатолий Зверев. Портрет Оксаны Асеевой. 1969. Коллекция Музея AZ

Знаменитая фраза, сказанная художником об его отношении к Оксане Михайловне — «Она для меня как Богородица: и мать, и жена, и дочь» — одновременно является и ключом к его портретам. Здесь, действительно, все степени преклонения перед возлюбленной и музой: от страстного и радостного стремления поймать взгляд или улыбку до тихого соучастия, сосредоточенного сострадания.

Анатолий Зверев. Портрет Оксаны Асеевой. 1968. Коллекция Музея AZ
Анатолий Зверев. Портрет Оксаны Асеевой. 1968. Коллекция Музея AZ