Найти в Дзене
Романтика окраин

Послевоенный квартал у платформы Стрешнево

Приветствую вас, друзья!

Вчера этому блогу исполнилось ровно 3 года. Даже не верится как пролетело время. За это время я, кажется, вырос и в плане качества снимков, и в умении оформлять рассказы, и в подаче информации, но, самое главное, приобрёл замечательную аудиторию в вашем лице, дорогие читатели! Спасибо вам за то, что читаете, комментируете, дополняете и исправляете там, где ошибся. Пусть и с небольшим опозданием, но с третьим днём рождения блога вас!

И сегодня хочу поделиться с вами материалом, отснятым в конце января неподалёку от платформ Стрешнево МЦК и Рижского направления (бывшей Ленинградской). Там, вдоль 1-го Войковского проезда напротив собственно платформы Рижского направления расположился интересный малоэтажный послевоенный квартал, который, боюсь, скоро, может стать жертвой девелоперов. Застройка эта относится к 53-му и 56-му микрорайонам Войковского района. Я давно уже хотел прогуляться там и поснимать эти домики, но всё никак не доходили руки. Точнее сказать, ноги. Летом, вероятно, всё выглядело бы более уютно, но зато зимой лучше видны архитектурные детали, а вернуться туда и снять летний вариант ещё можно будет. В общем, я всё же добрался туда и хочу теперь показать этот квартальчик вам. Давайте гулять!

1. Об истории этого квартала очень мало информации в сети. Мне удалось найти, что об этих краях в 1930 году в книге «Вокруг современной Москвы» П.Сытин писал: «в треугольнике между Окружной, Балтийской дорогами
(ныне Рижское направление МЖД - прим. моё) и Ленинградским шоссе расположился убогий железнодорожный поселок Виндавка». Этим самым «треугольником», который описывает автор, и является местность, где сейчас находятся 53-й и 56-й и соседние кварталы. Они расположены среди Радиаторских улиц и Войковских проездов, главными фасадами выходя на 1-й Войковский и 5-й Войковский проезды. Но это сейчас, а раньше, если верить автору, а также после взгляда на пару сохранившихся в сети фотографий этих мест 50-х годов, здесь действительно был довольно убогенький деревянный посёлок с огородами.

2. Сам нынешний квартал начал формироваться в 1949-м году и был в основном завершён в 50-е. Например, на этом фото дом 1950-го года постройки. И вот тут я хочу выдвинуть свою гипотезу о том, для кого строились эти дома. В те годы шло активное послевоенное восстановление народного хозяйства страны, которое, разумеется, коснулось и местных промышленных предприятий. Тут следует сделать отступление и рассказать об одном из них.

В 1898 году у Петербургского (ныне Ленинградского) шоссе братьями Кертингами было основано предприятие под названием: «Механический завод по выработке нагревательных приборов для центрального отопления „Бр. Кертинг“ Русского общества машиностроительного завода». В декабре 1905 года сотрудники предприятия оказывали поддержку забастовкам, в которых участвовали рабочие с Пресни, передавая им оружие и провиант. В феврале 1917 года в заводе была сформирована большевистская ячейка под руководством Бабкина, Тихомирова, Мочалкина, Терехова и Парашина. В октябре 1917 года сотрудники предприятия участвовали в боевых действиях в составе Красной Гвардии в Бутырском районе.

После революции предприятие было переименовано в Московский завод отопительных приборов, а с 1927 года получило название Чугунолитейный завод имени П. Л. Войкова. В 1929 предприятие было реконструировано, сооружены новые цеха, повышена производительность. С 1930 года печатает газету «Искра вагранки».

В начале войны, с 1941 года по 1942 год завод был эвакуирован за Урал. Около 1000 рабочих записались на фронт, большинство из них погибло, в их память в 1970 году была поставлена мемориальная стела. Когда предприятие было возвращено в Москву, то завод начал изготовлять боеприпасы.

И вот здесь, мне кажется, и кроется история появления этих домов. Предприятие разрасталось, рабочих нужно было где-то селить, а окрестные помпезные высотные "сталинки" строились явно не для них.

-2

3. При этом рабочих в те годы довольно часто было принято селить рядом с местом приложения труда, из чего я делаю предположение, что квартал был возведён именно для них. И по иронии судьбы дожил до наших дней в отличие от самого предприятия. В советское время завод активно развивался, в 1970-е годы на заводе появилась автоматическая линия формовки радиаторов. Начали изготовлять штампованные конвекторы «Аккорд». На заводе две группы производства выходили с Государственным знаком качества.

Предприятие экспортировало товары в 5 стран. В 1979 году на заводе из работников: 860 ударников, 217 представлено к правительственным наградам и 77 бригад коммунистического труда. Имелись, разумеется, и подъездные пути от соседней бывшей станции Братцево МОЖД. Но, как это случилось со множеством других столичных предприятий, к началу 2000-х завод прекратил своё существование. Часть его территории как и территории соседнего бывшего НИИ, насколько я помню, некоторое время было превращено во что-то типа гибрида крытого рынка и торгового центра (помните "Снежную королеву"?), но продлилось это недолго. В 2009 году на этой территории был построен всем известный ТЦ «Метрополис», а мемориальная стела о погибших в войне была перенесена ближе к метро «Войковская». Так бесславно и закончилась история этого предприятия. А вот дома стоят и поныне.

Кстати, обратите внимание, какой милый и уютный балкончик. Должно быть, очень хорошо летом сесть там с бокалом чего-нибудь вкусного и глазеть на проносящиеся в 50 метрах электрички.

-3

4. В общем, вот такая у меня гипотеза. Если я не прав и кто-то знает или хотя бы слышал иную версию, то буду рад дополнениям в комментариях. А теперь движемся дальше, но сначала взгляд назад. Вид в сторону Ленинградки. Справа - 1-й Войковский проезд и за ним Рижское направление.

-4

5. Следующий дом на углу 1-го Войковского и 3-й Радиаторской (какое название-то!) улицы построен уже в 1951-м году, но явно был недавно отремонтирован, так как я отчётливо помню его совсем другим, похожим на предыдущий. А вместо "Авокадо" раньше был магазин "Продукты" из серии "привет из 80-х - 90-х", но зато там были низкие цены и мы любили взять там пенного, когда шли мимо гулять в Покровское-Стрешнево.

А ещё прямо около дома раньше стоял телеграфный столб, вероятнее всего относившийся к Рижскому направлению железной дороги. Причём, сломали его совсем недавно. Ещё в 2018-м он ещё присутствует на Яндекс.Панорамах, а вот в 2019-м уже нет. Сейчас прямо напротив этого перекрёстка расположен восточный вестибюль платформы Стрешнево (бывш. Ленинградская), которая в 2018-м как раз активно строилась вместо старой, которая была расположена ближе к Ленинградскому шоссе.

-5

6. Чем интересен этот квартал - так это разнообразием. Дома довольно сильно отличаются друг от друга. Вот, например, следующий в сторону МОЖД (МЦК) и парка Покровское-Стрешнево. Хотя, он построен в том же 1951-м году, но относится к типовой серии II-01 и внешняя отделка уже совсем иная. Кстати, он тоже явно был недавно отремонтирован, в былые годы он выглядел похуже. А по этой лесенке, где Суши, раньше тоже находился продовольственный магазин а-ля как в нашем далёком детстве.

-6

7. Дальше в сторону парка стоит брат-близнец предыдущего дома того же 1951-го года, но ещё не подвергшийся ремонту. Можете сравнить. Примерно так несколько лет назад выглядел отремонтированный дом.

-7

8. Детали. Здесь сохранилось довольно много аутентичных деревянных окон времён постройки.

-8

9. А вот следующий дом на углу с безымянным проездом уже двухэтажный! Он был построен в 1950-м году.

-9

10. Состояние, конечно, оставляет желать лучшего, но, если провести капитальный ремонт, то дом простоит дольше, чем любые "муравейники" ПИКа.

-10

11. Посмотрите какая прелесть! А на заднем плане прячется единственная в этой части квартала высотная "сталинка". Ну как высотная? Семиэтажная. Она относится уже к 1957-му году. Мы на неё ещё взглянем чуть позже.

-11

12. А пока движемся дальше вдоль фасадов. И застройка продолжает поражать разнообразием. Тоже двухэтажный дом, правда, построенный годом ранее соседнего, но как они разительно отличаются внешне!

-12

13. Гуляешь и не верится, что ты находишься в Москве.

-13

14. Доходим до угла, где заканчивается 1-й Войковский проезд и начинается 5-й Войковский. Здесь расположен совмещённый вестибюль платформ Стрешнево МЦК и Рижского направления. А прямо напротив него стоит изначальная (на момент постройки) архитектурная доминанта этого квартала. Это четырёх-пятиэтажный шестиподъездный кирпичный жилой дом. Построен в 1950 году, в нём даже лифты есть.

-14

15. Пишут, что в 1970-х гг. и начале 1980-х гг. в нем размещался единственный в Москве магазин "Лабораторное стекло".

-15

16. Вид с 5-го Войковского проезда. К сожалению, из-за ограниченного пространства - не получается снять его целиком, для этого нужно было бы лезть на крышу вестибюля платформы Стрешнево, чему вряд обрадовалась бы РЖД-охрана.

-16

17. Рядом стоит ещё один сталинский четырехэтажный четырёхподъездный кирпичный жилой дом, правда, он не выделяется какими интересными деталями, просто аккуратный дом. Построен в 1952 году. А за ним уже торчит современная новостройка. Там я как-то лет 5 назад бывал в гостях.

-17

18. А теперь заглянем во дворы и сквозь них двинемся в обратном направлении и осмотрим дома с другой стороны. Лифты в угловом доме вот такие, явно пристроенные позже. Но зато есть, чем мало какие из пятиэтажек могут похвастаться.

-18

19. Прямо посреди просторного двора притаился ещё один двухэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом 1950-го года, который также отличается от других своих двухэтажных собратьев.

-19

20. Четырёхэтажка с фото № 17 со стороны двора.

-20

21. И вновь двухэтажный домик.

-21

22.

-22

23. Дворик очень тихий.

-23

24.

-24

25. А здесь, где совсем не видно многоэтажных домов на заднем плане всё и вовсе выглядит, словно, в маленьком провинциальном городке.

-25

26. Этот домик слева, на мой взгляд, в самом худшем состоянии из всех. Судя по всему, там не так давно был пожар. Конечно, нуждается в капитальном ремонте.

-26

27. А вот соседний.

-27

28. Его тоже не ремонтировали, но состояние получше.

-28

29. Вот реально стоишь там и не верится, что Москва.

-29

30. И лишь обернувшись назад, понимаешь, что всё же в Москве. Хотя, подобные дома и в других городах есть. Этот тот самый дом 1957-го года, про который я писал выше. Самый высокий в квартале из тех, что построены в 50-е годы.

-30

31. И вновь наша двухэтажечка.

-31

32. На фоне РЖДшного забора.

-32

33. Переходим к трёхэтажным домам.

-33

34. Здесь состояние неплохое.

-34

35. Жаль, что обилие машин портит кадр. Но куда от них денешься?

-35

36. А вот один из двух домов в квартале, который явно недавно отремонтировали. Это даёт надежду, что квартал (или хотя бы его часть) всё же устоит перед натиском ненасытных собянинских девелоперов.

-36

37. Какой старый московский двор без скворечника? :)

-37

38. А вот второй из недавно отремонтированных. Но "качество" ремонта сразу же видно невооружённым глазом у правого и левого балконов на третьем этаже.

-38

39. Но в целом, состояние нормальное.

-39

40. И переходим к двум сохранившимся старым домам 53-го квартала. Они, конечно, выглядят не на 5+ с плюсом, но состояние у них удовлетворительное.

-40

41. Обратите внимание на изящные балконные ограды. Сейчас так не делают!

-41

42.

-42

43. А вот с этим домом я не понял. Был ремонт или нет. С фасада он выглядит похуже, а со двора ничего вполне. Двери новые стоят, многие окна заменены. Возможно, что частично и отремонтирован. Уютно, кстати, выглядит, согласитесь?

-43

44. Рядом детская площадка.

-44

45. Ну и прощальный взгляд на квартал.

-45

46. В качестве бонуса я решил спуститься к путям у платформы Стрешнево и чуть-чуть поснимать электрички в снегопад. Перегон (по правому пути) Тушино - Подмосковная. Вид в сторону Рижского вокзала.

Традиционно напоминаю, что хождение по железнодорожным путям опасно!

-46

47. Иволга в область.

-47

48. Платформа Стрешнево (перенесённая сюда бывшая Ленинградская).

-48

49. Ещё один ракурс.

-49

50. И просто вид в сторону вокзала. Вдали виднеются входные светофоры по правому пути Подмосковной и по соединительной ветви с Серебряного бора. Левый путь (в область) и платформа в область находятся в границах станции Подмосковная.

-50

51. И в качестве ещё одного бонуса, раз уж коснулся в посте этих краёв, хочу поделиться парой фотографий старой ещё платформы Ленинградская, на старом месте, сделанными на телефон летом 2012-го года, почти десять лет назад. Вид с пешеходного мостика. Просто на память.

-51

52. И с платформы на Москву в сторону области.

-52

И на этой ностальгической ноте на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

И не забывайте подписываться на канал, чтобы не пропустить очередную прогулку!

#москва #история #архитектура #промышленность #войковский #сао #стрешнево #мцд-2 #железная дорога #поезда