Интересно также использование кислой сыворотки («хуырх»), которая получалась после приготовления сыра (я писала о том, как готовится известный на Кавказе сыр в предыдущей статье). Кислую сыворотку не выливали, а также использовали в пищу. Её могли пить в натуральном виде вместо молока или же – в виде рассола («цæхдон»), куда зачастую макали чурек.
Из кислой сыворотки с мукой аланские женщины готовили «сир», который заправлялся топлёным маслом и сахаром. Многие употребляли сыворотку и как средство для мытья головы, а также – в качестве маски для укрепления волос. (Как готовили сыр наследники скифов?)
Дома готовилось и масло. В течение нескольких дней собирались сливки «фæсдуцæнтæ», их выливали в деревянную маслобойку («хъылæг) – обычную узкую долблёную кадку (такая кадка была сделана мужчинами в каждой семье). Нужной частью аппарата служила мутовка - круг из дерева с поперечником (немного меньше внутреннего диаметра поперечника кадки).
В середину такого круга, вертикально к его окружности, вставлялась рукоять. Деревянный круг с рукояткой, опускавшийся в маслобойку, напоминал крестообразный поршень. После того, как в сосуд заливались сливки и «фæсдуцæнтæ», маслобойка накрывалась крышкой, через отверстие которой проходила рукоять.
За счёт взбалтывания сливок мутовкой получалось масло.
Был и другой способ получения масла. Для этого использовался кожаный бурдюк («лалым»), который изготовлялся из шкуры козы. В этот бурдюк наливали сметану или сливки, плотно завязывали и начинали взбалтывать без остановки, после чего также получалось масло. Такой способ приготовления обычно использовался на пастбищах. (Вера наследников скифов)
Причём приготовление масла в бурдюке является самым древним.
По словам М.К. Гарданова:
… Масло в первый раз явилось у пастуха тогда, когда он с бурдюком кефира перекочевывал за стадом на другое место. Не имея постоянного жилища по климатическим и экономическим условиям, первый пастух переходил из одного места в другое. Кочевал с ним и его бурдюк кефира, который сделался его любимым напитком. Во время этих перекочёвок кефир подвергался сильной встряске, болтаясь на спине пастуха или его вьючного животного и выделил из себя комки масла…
(Самая важная профессия прошлого, которая воспитывала настоящих мужчин?)
Интересно то, что и Геродот в своих сообщениях писал о скифах:
Выдоив молоко, они наливают его в полую деревянную кадку, приставляют к ней своих слепых (рабов) и заставляют болтать молоко; то, что при этом остаётся наверху, они вычерпывают и считают это более ценным, чем-то, что остаётся внизу.
Есть и у Гиппократа занимательное описание:
Они (скифы) наливают молоко в полые деревянные сосуды и качают их. От взбалтывания молоко пенится и разделяется; жирные части, называемые «маслом», всплывают как более легкие наверх, а тяжёлые и густые остаются внизу.
Мой друг, ставь лайк , если тебе понравилась статья , так я буду знать, интересна ли тебе эта тема и о чём мне писать в дальнейшем...
Подписывайся на канал, дальше будет интереснее - ПОДПИСАТЬСЯ ЗДЕСЬ, жми --> Се Человек
Ещё по этой теме:
Почему было такое пренебрежение к скифской культуре?
Скифская непобедимость. Роковое предательство
Скифы, почитающие свои традиции по сей день. Один из важных культов
Как раньше крымские скифы готовили еду. Как «животные варили сами себя»?
«Родившийся да будет многошерстным» - высшая мера пожелания, почему?