Найти тему

Антикризисное лидерство: как сохранить и поддержать команду

В стрессовой ситуации мы сильнее нуждаемся в человеке, на которого можно опереться, который уверен в себе, спокоен и знает, как действовать. Как руководителю оценить ситуацию, удержать сотрудников и бизнес в работоспособном состоянии и не выгореть самому?

Собрали для вас полезные рекомендации по сохранению продуктивности команд от экспертов Школы управления СКОЛКОВО.

Меняйте стили управления

Директивный стиль управления хорош в чрезвычайных ситуациях. Тем не менее, на длинной дистанции его может оказаться недостаточно и нужно будет вовремя переключиться на альтернативный метод: наставнический, коучинговый, ситуационный, распределенный, по задачам.

Следует найти баланс строгости и человечности, продолжать заботиться и наставлять, разговаривать с командой и получать обратную связь.

Избегайте выгорания

Руководитель может определить и использовать три функциональных состояния:

— Состояние «Я уверен». Лидер может найти в себе это состояние и использовать в ситуациях, когда уверен, что так нужно. Например, объявить команде о работе по субботам.

— Состояние открытого коучингового взаимодействия. Лидер понимает, что у него нет собственного решения и просит команду предлагать свои идеи.

— Состояние делегирования без микроменеджмента.

Умея находить в себе эти состояния и научившись использовать их в зависимости от ситуации, руководитель избежит выгорания, а команда будет лучше понимать, что от нее ожидается в каждом конкретном случае.

Больше говорите с командой

Правильно будет увеличить частоту коммуникаций с командой. Руководитель должен быть на виду, уделять внимание, проводить пятиминутки, смотреть, у кого что происходит, поддерживать эмоциональное состояние. Не стоит сразу бросаться в обсуждение бизнеса и задач — добавьте в рабочий процесс немного человеческого общения.

Поддерживайте социальную активность

Сочетание социальной позитивности и культурно-образовательного багажа — простая формула психологической устойчивости.

Дайте людям возможность общаться на позитивные темы, поддерживайте волонтерство: помощь другим — это действенный способ сохранения активности, поддержания коммуникаций, празднование маленьких побед.

Также, продолжайте учить персонал — сейчас особенно важно, чтобы люди занимались интеллектуальным трудом. Можно, например, проанализировать, какие компетенции сотрудников понадобятся в бизнесе в ближайшее время и сделать упор на них.

Не принимайте быстрых решений

Сейчас руководители могут болезненно воспринимать ошибки команды.

Не спешите увольнять сотрудников под искушением нанять появившихся на рынке специалистов — вероятно, что совершаемые коллегами ошибки носят не системный характер, а являются следствием влияния стресса.

Сперва ответьте себе на вопрос «куда я буду разворачивать свой бизнес»: масштабировать или, напротив, серьезно ужиматься. Можно провести не стратсессию, а, скорее, стресс-сессию с сотрудниками с целью выслушать их идеи и мнения. Вероятно, могут «выстрелить» те, кого изначально планировалось уволить в первую очередь.

Будьте внимательны к внутреннему миру каждого сотрудника

Для поддержки коллег, на которых стресс влияет особо сильно, можно использовать несколько типов коммуникации. Первый — «скорая помощь» в моменте — заключается в формуле «Мне важно, Искренность, Решение».:

— Мне важно. Руководитель транслирует: мне важно, что ты сейчас чувствуешь, я принимаю это.

— Искренность. Руководитель транслирует то состояние, в котором находится сам.

— Решение. Сегодня ты возьмешь отпуск/вместе поиграем в футбол в субботу/займемся новым проектом, который ты давно предлагал — сейчас самое время.

Второй тип коммуникации позволит наработать новые нейронные связи в связи с новыми возможностями. Можно проводить мини-рефлексию по любой задаче: что в ней получилось хорошо, какие варианты есть еще, что можно улучшить? Через 1-2 недели у сотрудников начнет вырабатываться механика открытости и вариативности на уровне коммуникаций и адаптивности.

Объединяйтесь и объединяйте

Сотрудники Школы управления СКОЛКОВО каждую неделю собираются всем коллективом — это позволило в целом возрасти количеству ценных коммуникаций во времена турбулентности.

Мы запустили группы, в которых люди справляются со своей тревожностью с помощью коучей, а также мы подобрали психологический сервис с доступом к материалам по работе с тревожностью и стрессом,  где можно получить онлайн-консультацию психолога и проработать свои личные запросы.

Интегрировать подобные инициативы можно практически в любой коллектив. Главное — помнить, что любые инструменты должны учитывать структуру личности членов команды.

Нужно давать возможность коммуницировать в открытую, говорить, если тебе плохо. Ведь диалог со своей командой — это первое и самое простое, что доступно руководителю для эффективного управления.

Полную версию выпуска «Cохранить фокус: как поддерживать команду в ситуации неопределенности» смотрите по ссылке.