Наталье Николаевне всего 24 года, она вдова с 4 детьми на руках, и в наследство ей достались долги Пушкина- 140000 руб, заложенное имение, и весь мир против ее, обвиняя во всех смертных грехах. Свою жизнь она посвятит их детям. Машка, Сашка, Гришка, Наташка, так звал их сам Александр Сергеевич. Старшей на тот момент не исполнилось еще только 5 лет, а младшей было 8 месяцев. Всю дальнейшую жизнь она будет держать строгий пост по пятницам в день смерти Пушкина, и умирая-будет звать его, а не второго мужа- Ланского. После смерти Пушкина никто никогда не видел ее улыбающейся. Через две недели после случившейся трагедии Наталья Николаевна с детьми и сестрой Александриной уехала в Полотняный Завод к брату Дмитрию. Почти два года она прожила в деревне, как и просил ее поэт перед смертью: «Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека». Напрасно Наталью Николаевну обвиняли в том , что она не чтит памяти мужа. Каждый раз когда отец Пушкина и брат посещали Михайловское, где был похоронен Александр Сергеевич, она очень просила их взять ее с детьми туда, чтобы посетить могилу мужа и отца. Они этого не делали. И вот наконец в мае 1841 года она вступила в права управления имением в Михайловском от имени своих детей как наследников, и первым делом она установила на могиле поэта памятник, заказанный за 2 года ранее. Ни отец, ни брат, ни сестра этого не сделали. Это надгробие мы можем увидеть там и сейчас.
Ей трудно жилось из-за постоянного безденежья. Император Николай Первый помогал семье Пушкина, выплатил все его долги, дал команду издать посмертно его полное собрание сочинений, мальчиков определил в пажеский корпус, дал пенсию вдове и дочерям до их выхода замуж . А 50000 рублей вырученных от посмертного издания собрания сочинений Пушкина вдова потратила только на образование детей. Жила очень замкнуто , уединенно. Лишь изредка бывала в свете, ей ведь в будущем нужно будет выводить в свет и детей. К ней сватались и не раз. Это были: Николай Аркадьевич Столыпин, дипломат с огромным состоянием, просил ее руки но испугался, похоже из-за детей; граф Лев Перовский старше ее на 20 лет, которому отказала Наталья Николаевна по неизвестным причинам; князь Голицын, богатейший человек, но его условие было отдать детей в пансион, Наталья Николаевна отказала и ему со словами- «Кому не нужны мои дети -тот мне не муж». Всё-таки на её пути случилось непредвиденное. Петр Петрович Ланской пришел к ней с письмом и посылкой от ее младшего брата, с которым вместе служил. Увидел ее в черном бархатном платье и влюбился, но у него не было средств, чтобы содержать Наталью Николаевну и четверых детей Пушкина. Как только царь дал ему должность командующего лейб-гвардии Конным полком и соответствующий оклад, он сделал предложение Наталье Николаевне и она согласилась.
Ее детей он принял как своих, а те в свою очередь любили его как родного отца, ведь Пушкина они совсем не помнили. Никто из них никогда не сказал ни одного плохого слова о нем. Сдержанный, немногословный, молчаливый , глубоко порядочный. Жизнь с Петром Ланским была тихая и семейная. У них родились три дочери. Первую дочь она назвала Александрой в память о Пушкине. Кроме своих семи детей от двух браков она воспитывала пятерых племянников Петра Петровича Ланского, которые оказались без родителей, а также по просьбе других родственников, которые жили за границей, забирала на выходные из привилегированных учебных заведений Сашу Нащокина и Левушку Павлищева. Всего в доме жило 14 детей, не считая их друзей. Она никогда не повышала голоса, со всеми детьми была добра и нежна. В детях Наталья Николаевна нашла своё призвание. Ланской ее обожал и когда был в разъездах по службе, всегда окружал себя ее портретами. Она писала Петру Петровичу - «союз двух сердец-величайшее счастье на земле». «Душа моя», «мой дорогой, добрый Пьер», «мой друг Пьер», «мой прекрасный муж», — письма Гончаровой к своему второму мужу всегда были наполнены нежностью и уважением. «Тихая, затаенная грусть всегда витала над ней, – свидетельствовала ее дочь Александра Арапова. – В зловещие январские дни она сказывалась нагляднее: она удалялась от всякого развлечения, и только в усугубленной молитве искала облегчения страдающей душе». Наталья Николаевна смогла создать для себя, мужа и детей островок благополучия, и хотя она уже была Ланской, в свете ее звали Пушкина вдова или Пушкина поэтша. Сама она никогда и ни с кем не обсуждала свое прошлое. Свою жизнь с Пушкиным она носила в своем сердце и не оставила никаких мемуаров. Осенью 1863 года в семье ее сына Александра Александровича Пушкина родился мальчик – тоже Александр. По просьбе сына Наталья Николаевна отправилась из Петербурга в Москву – на крестины внука. Она и раньше страдала легочным заболеванием, а тут еще простудилась. Возвратившись в Петербург, слегла с тяжелым воспалением легких и скончалась 26 ноября 1863-го. Самые трогательные строки Пушкин посвятил ей - «Исполнились мои желания. Творец тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец.»