Сейчас в кинотеатрах мода на ретроспективные показы. В особом фаворе "Брат", но им одним все дыры репертуаре не закроешь. Ну не страшно, за прошедшие лет 30-40 в России снято порядочно фильмов.
Только почему-то я уверена, что в этот ретропоказ не попадет одна из самых прогремевших постсоветских лент, "Маленькая Вера". Это название знают даже те, кто родился значительно позже и фильм не смотрел.
Строго говоря, фильм снят еще в перестроечном СССР, в 1988 году. И считается вехой культурного слома, перехода от выверенного соцреализма к чернухе и разнузданной вседозволенности.
Надо сказать, что фильм и тогда не очень "увидели". Точнее, всех ослепила женская нагота, возникающая на экране по поводу и без повода.
Хотя на самом деле главная тема фильма совершенно классична, даже архетипична для российской культуры - рассказ о проблемах "маленького человека". И еще фильм очень качественно снят. С хорошо выстроенной картинкой, деталями, отличной актерской игрой. Некоторые находки используются до сих пор.
Обо всем этом поговорим в следующих статьях.
А пока лишь - об "очернении" и безнадеге. Так ли все черно и безнадежно выглядит из нынешних реалий?
Один из главных героев фильма - город как гений места. Промышленный центр, где доминируют заводы, а не люди. Фильм начинается с долгой панорамы города: трубы, трубы, дым, огонь, заводские корпуса, а между ними кучками воткнуты тесные кварталы блочных домов.
Соответственно, и вид из окон - на трубы, подъездные пути, чахлые деревца с приделанными скрипучими качелями. Изо дня в день, всю жизнь.
Если бы заводы могли обойтись без людей, то и домов не было бы. А так дома построены, но других благ и красот для людей не предусмотрено. Бетонная, аляповато раскрашенная, обнесенная ржавой решеткой танцплощадка. Аллея с плакатами и лозунгами. Обшарпанные общаги.
Есть еще южное теплое море. Только пляж на километры выглядит вот так.
Нормально, все привыкли. Отдыхают. С пикниками, с песнями, с угощением. Компаниями, семьями. Купаются. Загорают, лежа прямо на строительном мусоре. Молодые, красивые, веселые, со стройными гибкими телами. Не хуже кинозвезд, чьими фотопортретами украшены стены комнат.
Эта бытовая неустроенность настолько привычна, что не замечается. Даже дома. Вроде бы в квартире уютно, все прибрано, приукрашено по мере сил. Но выключатель в коридоре сломан, поэтому свет сноровисто зажигается поворотом лампочки. Даже табуретка под ней постоянная прижилась. На опрятном, наглаженном домашнем халатике Веры прореха-зацепка у плеча. Тоже давняя, привычная. Халатик стирают, гладят и опять надевают, не позаботившись зашить дырку. И так во всем.
Скучная, предсказуемая жизнь. Будто Некрасов не 150 лет назад, а вчера написал: будешь нянчить, работать и есть.
Конечно, нянчить теперь придется не десяток ребятишек, а одного-двух. Зато важно, что про них соседи скажут! Поэтому воспитательные крики обязательно должны быть слышны на весь двор, а полагающиеся по протоколу события должны отмечаться со всем положенным размахом и антуражем. Всё, как у людей!
Еда теперь не как в некрасовские времена, а обильная, стол горой в любой семье. Главная забота хозяйки - чтобы все всегда хорошо покушали! Даже если не голодны.
Ну и работа, это обязательно. Все работают. Желательно, чтобы работа была простой и понятной. Баранку крутить, на заводе горбатиться, горшки в яслях выносить, на телефонном узле штекеры втыкать, а не книжки там читать да языком молоть.
Собственно, а что еще-то делать? Только пить. По молодости допустимо от избытка энергии драться, "гулять". А потом все переженятся, создадут новые ячейки общества, угомонятся и сами впрягутся в ту же упряжку.
Безнадега же, да? Страшная, тупая безнадега?
Но социальные лифты для желающих исправно работают. Нормально, что сын водилы и уборщицы (меня поправили - диспетчера) уехал в Москву, выучился, стал врачом. Нормально, что кто-то из одноклассников поступил в мореходку, планирует ходить в заграничные рейсы. Нормально, что оторва с городской окраины задумалась о смысле жизни, разглядела глубину в сереньком интеллигентике и ухватилась за шанс свою судьбу изменить.
Достаток какой-никакой у всех. Нет вызывающего богатства, но нет и провальной нищеты. Работы на всех хватает - вон, заводы стеной стоят, нутром полыхают, трубами дымят.
Где они теперь, эти заводы, которые обеспечивали работой в любой точке страны? Куда делась абсолютная уверенность каждого, что где родился - там и пригодился? А если дома скучно, то пригодишься и в другом месте.
Да, столичные жители могли воротить нос от провинциалов, и конфликты на этой почве бывали, но в целом было ощущение одной страны, одного народа. Где оно теперь?
А установка "что люди скажут?" на самом деле никуда не делась. Просто переместилась из дворов в социальные сети. Технология другая, а смысл прежний.
Собственно говоря, и городской пейзаж стал не намного дружелюбнее к маленькому человеку. Раньше над ним возвышались заводские корпуса, а теперь 30-этажные человейники. Приятнее ли жить в таком дворе? Сомневаюсь.
Поэтому нет смысла пускать фильм в прокат как страшилку о противном совке. Не таким уж он выглядит теперь страшным и противным. Многое из того, что казалось скучным и обыденным, сейчас воспринимается с тоской утраты. Хотя бы возможность строить планы на всю жизнь. Долгую, предсказуемую жизнь...
Да, еще момент. Море в кадрах - Азовское. А город с заводскими трубами - это Жданов. Спустя год после выхода фильма ему вернули историческое название. Кто не помнит какое - погуглите. Эх, этому бы городу сейчас - да ту совковую чернуху и безнадегу!
Чтобы не пропустить интересные статьи, жмите на название канала или пользуйтесь Каталогом заседаний клуба