Найти тему

Открываем Россию. Что ждет сферу гостеприимства?

Продолжаем тему туризма в стране. За последние годы сфера гостеприимства пережила большие изменения. Введение новых туристических программ, о которых мы рассказывали вчера в рубрике #ranepa_путешествует, льготы для бизнеса – поддержка внутреннего туризма стала одной из приоритетных задач развития страны. Поменялись ли предпочтения людей после пандемии? Как изменилась сфера гостеприимства за последние годы и какие тренды развития вышли на первый план? Разбираемся вместе с экспертами ИОМ РАНХиГС.

Тренд 1. Адаптация к шоковым изменениям уже пройдена.

Ограничения, поразившие отрасль в пандемию, принесли ощутимую пользу. Сектор гостеприимства научился молниеносно меняться и адаптироваться. И сейчас, в новых реалиях, самые сложные этапы турбулентности оказались пройдены. Более того, изменился не только сам бизнес: российское законодательство в короткий срок было скорректировано так, что туристическая отрасль начала получать весомую поддержку от государства.

Тренд 2. Открываем Россию для себя и с господдержкой.

Идея «открыть Россию для россиян» раньше была важным, но все же не самым востребованным направлением развития. За прошедший год внутренний туризм вырос на 30% – около 80 миллионов соотечественников путешествовали по стране в 2021 году. Это абсолютный рекорд нового времени. Турсектор России одним из первых в мире оправился от урона из-за пандемии COVID-19: внутренний туризм почти полностью скомпенсировал потери от закрытия границ. Государство активно помогает раскрыть туристический потенциал. Так, программа туристического кешбэка имеет феноменальный успех.

Тренд 3. Создание новых туристических брендов.

Каждый регион России уникален. Чтобы все возможности и красоты страны «ожили» и стали приносить прибыль, нужен бизнес-подход. Фокус интереса сместился не только при выборе места отдыха. Деловые контакты также все чаще развиваются на внутреннем рынке. Сегодня выделяются деловые, учебные, промышленные, лесоперерабатывающие, автомобильные и, конечно, туристические центры России. Развивать бренды территорий – одно из самых востребованных направлений, где сегодня требуются квалифицированные кадры.

Тренд 4. Строим с выгодой: беспрецедентная поддержка отельного бизнеса.

Регионам нужна инфраструктура и отели на все случаи жизни. В вопросе строительства спонсором развития также выступает государство: на возведение или реконструкцию отелей сейчас можно получить льготный кредит всего под 3-5% годовых и, самое главное, – НДС для инвесторов гостиничного кластера предлагают отменить на 5 лет. Такие беспрецедентные меры поддержки могут сделать бизнес выгодным даже при самых жестких внешних условиях.

Тренд 5. Ресторанный бизнес: вкус к жизни возвращается.

Гастротуризм всегда был одним из любимых форматов досуга и бизнеса, а сегодня интересы рестораторов совпадают с приоритетами государства Учитывая обстоятельства, владельцы кафе стараются снижать стоимость заказа в чеке, организуют доставку и кейтеринг, налаживают работу мобильных приложений, занимают освобождающиеся ниши фастфуда и, главное, делают выбор в пользу аутентичного меню и региональных поставщиков. Это позволяет не зависеть от геополитической обстановки и внезапных изменений в логистике и в финансовом секторе.

Тренд 6. Сфера мероприятий: вперед, за впечатлениями.

Ограничения пандемии так и не стали для людей «новой нормальностью». При первых же возможностях все устремились в офлайн. Поэтому индустрия организации мероприятий расцветает. При развитии этого направления стоит уделить внимание не только развлекательным, но и бизнес-мероприятиям смешанного формата: проведению встреч, корпоративного обучения и выездов. Потребители услуг заметно «молодеют». Сегодня как никогда востребованы подростковые обучающие программы и лагеря, студенческие конференции, форумы и не только.

Тренд 7. Цифровизация: развиваем бизнес онлайн.

Успех любого бизнеса зависит от создания его «виртуального двойника». Онлайн-мероприятия всегда должны оставаться «козырем в рукаве»: акции, музыкальные стримы, встречи, видеоинтервью – повышают спрос. На пик интереса сегодня взлетели IT-сервисы, созданные прицельно для российского рынка: поисковики, программы онлайн-бронирования, электронные каталоги отелей и билетов, сервисы подбора туров, страховок и многое другое. Тренд 8. Ставка на профессионализм. Сейчас на рынке труда ощущается значительный кадровый голод. Сегодня на вес золота ценятся управленцы с качественным профильным образованием, способные выводить бизнес «в плюс».

#ranepa_useful #ранхигс #президентскаяакадемия