Найти тему
Дошкольный логопед

"Мир детства", Тула, ИКТ

В настоящее время информационные технологии в России осваиваются на всех уровнях образования. Они необходимый инструмент сегодняшней жизни.

Знакомить дошкольника 21-го века с ИКТ - тоже самое, что учить предыдущее поколение грамоте и письму.

В «Мире детства» мы уделяем большое внимание работе в данном направлении: детский сад оснащен самым современным интерактивным оборудованием как отечественного, так и зарубежного производства: это персональные компьютеры и обучающие устройства, SMART-доски, интерактивные столы, мультимедийная студия для цифрового творчества, образовательная система «EduQuest», наборы для робототехники и программирования и многое-многое другое.

Здесь и далее использованы фотографии из архива "Мира детства"
Здесь и далее использованы фотографии из архива "Мира детства"

Мы стараемся растить не просто пользователя, который пассивно воспринимает информацию. Используя ИКТ, мы учим ребенка анализировать и думать, даем возможность создать что-то свое, почувствовать себя творцом.

Вот, например, мультимедийная детская студия «I-Theatre». В 2014 году, когда мы только начинали работать с ней, в газете «Тульские известия» вышла статья: «Оцифровать “Курочку Рябу”». Мне кажется, заголовок прекрасно иллюстрирует саму идею: мы должны взять все самое лучшее от педагогики прошлых лет и сделать так, чтобы это было интересно ребенку сегодня, заинтересовывало и вдохновляло его. Послушать и пересказать сказку? Скучно. А вот собственные мультфильмы по мотивам той же сказки дети создают с упоением: запоминают, рисуют, озвучивают, творят. Это трудно, но интересно.

Или интерактивный стол. Это оборудование уникально тем, что педагог может создавать собственные игры, учитывая потребности детей здесь и сейчас. Он безопасный и интуитивно понятный. Но самое главное, работая за таким столом, дети не боятся пробовать и ошибаться.

-4

Возьмем классику - художественное творчество. Знаете, что многие современные дошкольники не любят рисовать? Их моторика развита хуже, чем у детей 20, 30-ть лет назад, когда ручной труд был частью нашей жизни. Дети с трудом застегивают пуговицы, единицы умеют завязывать шнурки. Такая особенность поколения 21 века. И чистый лист, карандаши, краски все чаще вызывают беспокойство: «А вдруг не получится? Может, я не смогу». К тому же рисунок, выполненный неокрепшей рукой, не всегда эстетичен. А результат должен радовать, воодушевлять ребенка. Тогда он будет возвращаться к рисованию раз за разом, тренировать руку, готовить ее к письму. Вы, наверное, слышали, что сегодня все чаще звучат предложения отказаться от письма вообще. На западе есть опыт, когда первоклассников учат не писать, а работать с клавиатурой. Не думаем, что это лучший вариант - избегать трудностей. Ведь движения руки связаны с развитием интеллекта ребенка. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», - фраза, которая стала классикой. Поэтому мы используем компьютерные технологии не во вред, а на пользу дошкольнику. Рисуя на интерактивном столе, ребенок даже с самой слабой моторикой может создать шедевр. Его рука не так устает, он не боится провести неправильную линию, ведь ошибку легко исправить. Это творчество, которое вдохновляет. Ребенку нравится процесс, нравится результат. Он готов рисовать каждый день. Мышцы руки крепнут, растет уверенность ребенка в себе, в своих силах. Очень скоро рисование, не важно где, на интерактивном столе или на бумаге, становится одним из любимых занятий дошкольника.

-5

А еще мы стараемся сделать так, чтобы ребенок не просто рисовал, но и учился сравнивать, анализировать, думать. Это как в знаменитой книге «Привет, Руби», программиста и писательницы Линды Льюкас. Идея проста: ты можешь не стать программистом, но аналитическое мышление, безусловно, пригодится в жизни. Поэтому, учись думать, как программист.

В своей книге Линда предлагает задания, которые развивают мышление малыша.

Мы вдохновились этой идеей и предлагаем множество заданий, которые учат мыслить.

Давайте посмотрим на образовательную систему «EduQuest». Это уже область около программирования. Ребенок не только учится думать, как программист, но и работает с оборудованием программиста. Здесь традиционные, привычные нам монитор, системный блок, мышь. Единственное исключение - специальная панель, которая учитывает особенности дошкольника. Ведь работать с ней легче, чем с клавиатурой.

-7

Все оборудование, которое вы видели, уже стало повседневной, привычной частью образовательного процесса. Но у нас есть дети, которых мир ИКТ увлекает настолько сильно, что они готовы сделать следующий шаг. Для них разработана дополнительная образовательная программа - «Робототехника и основы программирования». Она реализуется, начиная с этого года. Дети занимаются во второй половине дня, и у нас уже есть определенные успехи. Дошкольники научились читать схемы и работать с деталями. А это - один из наших последних проектов. Модель робота, которая двигается и действует.

Мы знаем, что четвертого апреля свой профессиональный праздник отмечают программисты. Быть может, кто-то из наших детей уже сегодня сделает выбор в пользу этой замечательной профессии. Но в одном мы уверены точно: ИКТ - это будущее. Недаром информационные технологии входят в перечень пяти приоритетных направлений стратегического развития, выделенных президентом нашей страны.

P.S. Материал был подготовлен и освещался в рамках визита съемочной группы телеканала "Первый Тульский". Посмотреть выпуск с сюжетом о работе "Мира детства" можно по ссылке:
https://rutube.ru/video/8014d52f67df564bf019cf89a808e784