Найти в Дзене
Катехизис и Катарсис

Рыцарские поединки - не только мужское дело

Как известно опытным подписчикам — не Орлеанской девой единой: был даже женский рыцарский орден, не говоря уж о массе прочих дам, отметившихся на войне в совсем не женской роли. Однако сейчас не о воительницах в целом, а о сюжете, где дама в доспехе (скрывающем, конечно, её половую принадлежность) одерживает победу в конной сшибке. Многие вспомнили Бриенну Тарт на турнире у Горького моста из книги Джорджа Мартина. Но есть на эту тему и историческая легенда.

Связана она с Агнес Ото, жительницей английского графства Нортгемптоншир, дочерью рыцаря Джона Ото. Судя по фамилии, перед нами потомки людей Вильгельма Завоевателя: очевидна связь с нормандским регионом Ото-ан-Ож (Hotot в обоих случаях). Описываемые легендой события якобы имели место последние годы XIV века. Существуют две версии истории.

Согласно основной, Джон Ото поссорился с неким Рингсли, причём отнюдь не по пустяшному поводу: речь шла о чём-то критическим важном для чести семьи и даже о её землях. Разобраться решили путём конного поединка на копьях, но перед схваткой Джона свалила подагра. Тогда Агнес надела доспехи отца и под его видом сама вышла на ристалище — в итоге выбила Рингсли из седла и затем сняла шлем, приведя всех в изумление. Через какое-то время после поединка Агнес вышла замуж за некоего Дадли из Клоптона, который настолько гордился женой, что поместил на герб обнажённую женщину в рыцарском шлеме (ещё одна деталь, напоминающая кое-что из ПЛиО).

История про герб связана ещё с расширенной версией легенды, согласно коей Агнес сняла не только шлем, но и нагрудник, дабы уж точно никто не усомнился, что она женщина.

Менее популярный вариант легенды связывает Агнес с терроризировавшим Клоптон уже в ХХ веке призраком по имени Skulking Dudley. Якобы Агнес — уже дочь как раз этого Дадли, который оскорбил соседа-землевладельца, но трусливо избежал поединка с ним, симулировав болезнь. И тут Ангес занимает место отца, однако бой проигрывает. Впечатлённый доблестью девушки противник женится на ней, а гадкий папаша в итоге оказывается виновным в каком-то убийстве.

Легенды классные, но увы: лишь легенды. Впервые возникает история об Агнес в середине XVIII века, со ссылкой на какого-то неназванного монаха, что её якобы в своё время записал. Но как я уже не раз говорил, для легенды часто не важно, правдива ли она: даже будучи выдуманной, история может влиять на узнавших её людей, тем самым становясь фактором исторического процесса.

Автор - Андрей Миллер. Подписывайтесь на Grand Orient и читайте больше его статей!