Найти тему

Вторая жизнь Thrustmaster HOTAS Cougar (ч. 2) - На практике

Оглавление

В прошлой статье мы коснулись мотивации покупки тензодатчика для джойстика Thrustmaster HOTAS Cougar. Тема сегодняшней статьи - это его применение на практике. Тонкости настройки и калибровки, применение в нашем любимом авиасимуляторе, и, очевидно, свои впечатления от всего этого процесса. Давайте начнём!

Кокпит многоцелевого истребителя F-16 (фото из интернета), реплика.
Кокпит многоцелевого истребителя F-16 (фото из интернета), реплика.

Калибровка и настройка

Сразу после сборки тензосенсор требует калибровки. Для этого на плате сенсора присутствуют два потенциометра, для осей X и Y соответственно. При включении калибровочной программы от Cougar показываются сырые значения, которые приходят с датчиков, и которые могут быть любыми цифрами от 95 до 648. Задача: с помощью отвёртки добиться, чтобы в покое джойстик выдавал честных 324 попугаев. Процесс медитативный, требовательный к физической силе (металлическая база джойстика тяжёлая, нужно одновременно удерживать её и крутить значение, после чего ставить вертикально и смотреть на результат).

Ещё один интересный момент - ход осей субъективно не одинаков. Для того, чтобы подвинуть ось до упора влево мне приходилось совершать большее усилие, чем вправо. Этот вариант был не очень удобен для базирующегося на столе девайса, который от моих полётов норовил от этого стола отрываться и греметь. Пришлось вручную, через текстовый редактор править файл, подбирая значение которые меня полностью удовлетворят. Сам файл живёт здесь: %userprofile%\AppData\Local\VirtualStore\Program Files (x86)\HOTAS\calib

Следующий этап - настройка кривых. Этот этап является самым интересным, и в конечном итоге, осуществляется уже в рамках самой игры. Джойстик крайне чувствителен к малейшему касанию, при этом в состоянии покоя он не регистрирует никаких ложных сигналов. Термин "самолёт на кончиках пальцев" начал обретать очертания...

Применение

Зачем же нужно такое точное управление? Неужели не хватит обычных осей на обычном Cougar? Ответить на этот вопрос мне помогла такая нетривиальная вещь, как дозаправка в воздухе. На джойстике до апгрейда я кое-как мог заправляться, пока танкер летел прямо (да и то удовольствия я там не получал). Как только этот товарищ решал, что по личным соображениям ему нужно повернуть, начинались проблемы. Не принимая во внимания ощутимую мёртвую зону, проблему доставляли дубовые оси, которые хорошо ходили крестом (вправо-влево и вверх-вниз), но с большой неохотой занимали любые отличные от этого положения.

Первым тестом возможностей VFS-WE была дозаправка в воздухе.

Что тут можно сказать, управление безумно точное. По вертикали самолёт реагирует на любое движение, хоть и не сильно, зато мгновенно. Нет основной проблемы, с тем, чтобы выбрать мертвый ход, преодолеть усилие пружины. 10/10 за работу джойстика с тензой, и 8/10 за мои кривые руки.

Второй тест - полёты в строю. В какой-то момент начал замечать, что мозг концентрируется на управлении тягой, в то время как управление самолётом с помощью джойстика, после некоторой практики, происходит естественно, само по себе.

Третий тест - дальний воздушный бой, в котором помимо всего прочего важно удерживать определённый угол атаки или перегрузку, чтобы не сливать скорость на манёврах (уж F-16 любит это делать).

Хотел записать больше видео, но мой хедтрекер по личным соображениям решил скончаться.

Что же можно сказать по итогам? Стоил ли этот апгрейд своих денег? Отвечу честно, для меня - определённо стоил. Аутентичность внешнего вида органов управления Thrustmaster HOTAS Cougar умножается на аутентичность механики, и помимо всего прочего приправляется отличной точностью управления, что позволяет старому, снятому с производства джойстику обрести вторую жизнь и занять почётное место в "кокпите" виртуального пилота.

"Кокпит" виртуального пилота
"Кокпит" виртуального пилота