До недавнего времени лично я плохо себе представляла, что такое выморозка кораблей.
И понятия не имела, зачем их вмораживают, а потом вымораживают.
Когда я читаю то, что пишут люди на эту тему в интернете, у меня складывается впечатление, что все на свете уже знают про выморозку. И только я по какой-то случайности пропустила такое понятное всем явление.
Но если вы вдруг тоже почему-то не знаете, как отремонтировать корабль не загоняя его в док, если в вашем распоряжении есть река и морозы ниже -50 градусов, то давайте вместе отправимся на Жатайский судоремонтный завод в караванный цех, где нам показали и рассказали, как проходит выморозка кораблей.
Итак, что же такое выморозка и зачем она нужна?
Этот способ ремонта кораблей распространён в регионах, где достаточно продолжительное время стоят очень сильные морозы - Сибирь, Дальний Восток.
Выморозка позволяет одновременно ремонтировать большое количество кораблей - не нужны доки, не нужно переставлять корабль в док на ремонт.
До прихода сильных холодов, пока река ещё не встала (а в данном случае мы речь ведём о реке Лене и о Ленском речном пароходстве) караваны судов приходят в Жатай.
Здесь они остаются на зимовку, постепенно вмерзая в реку.
Кстати, так как суда приходят караванами, то и цех, где их потом будут ремонтировать, называют караванным.
Ну, как цех. Такой естественный цех под открытым небом.
К ноябрю река покрывается льдом, и когда он становится достаточно толстым, начинается процесс выморозки.
Промёрзнет река до полуметра - осторожно снимают первые 20 сантиметров, и ждут, когда под воздействием холода лёд снова наберёт толщину, промёрзнув ещё глубже.
В это время начинают освобождать ото льда другой корабль.
И так слой за слоем, постепенно добираясь до днища корабля и до узлов, которые требуют ремонта.
Снаружи виден вот такой относительно небольшой вход.
Зато под кораблём - целые лабиринты.
В которых с непривычки как-то даже жутковато находиться.
Мы засунули свои любопытные носы, прошли под днищем - и скорее наружу.
Несмотря на то, что для выморозки используются не самые нежные инструменты - электрическая пила, кайло, работа эта требует практически ювелирной точности.
Нужно очень аккуратно снимать лёд, чтобы ни в коем случае не наткнуться на воду.
Иначе - вся работа насмарку. И это ещё хорошо, если только работа.
Человеку в тёплой одежде непросто выбраться из лабиринтов под днищем корабля. А вода, сами понимаете, может начать быстро прибывать.
Поэтому мастер тщательно проверяет толщину льда, прежде чем дают команду, где можно снимать новый слой и какой толщины.
Посмотреть, как шёл процесс освобождения корабля ото льда, можно по цифрам, написанным на нём.
Вот так слой за слоем, кубик за кубиком добираются до днища.
А там уже начинается виртуозная работа по освобождению механизмов. В ограниченном пространстве приходится постараться, чтобы все эти железяки очистить.
Холодно. Тяжело. Сложно.
Кто же эти монстры выморозки, эти атланты Ленского пароходства, на чьи плечи легла такая тяжесть? Люди ли они - каждый день при -50 и ниже по 6 часов кайлом махать?
Не, ну понятно, что люди.
Обычные люди. Нет, их сюда не послали на каторгу. Нет, они здесь не потому, что другой работы нет. Им эта работа нравится. К тому же, позволяет относительно неплохо заработать.
- Михаил - звезда у нас, - говорит мне девушка-журналист, взяв у него интервью.
Почему Михаил звезда, я постеснялась спросить.
Мы уже идём дальше.
Люди работают, а этим хулиганам лишь бы развлекаться.
Идём мы мимо застывших капитанов,
Это место, кстати, так и называется "Аллея капитанов"
А идём мы к ещё одной звезде ЛОРПа - единственной женщине, работающей на выморозке - к Елене.
Когда я первый раз опубликовала фотографии Елены с обещаниями чуть позже написать про выморозку (видите, не обманула), нашлись добрые люди, которые в комментариях написали:
- это хуже каторги, это какой-то ужас
- совсем себя девка не бережёт, детей явно иметь не хочет.
Я в ответ писала, что ничего они не понимают. Девушка милая, обаятельная и работа ей нравится.
А потом пришёл человек и написал, что Елена - уже бабушка. И добавил:
- Вы в интернете можете найти статьи про неё.
Тут уже я немного приудивилась. Пошла искать.
Елена Генералова - многодетная мама, бабушка. Думаю, что если вы захотите, то тоже сможете найти статью про Елену.
Я же приведу лишь небольшую цитату про работу:
Свою работу выморозчица с девятилетним стажем в шутку называет фитнесом на свежем воздухе - за месяц энергичных махов кайлом можно скинуть до десяти килограммов.
- В этом году отработала сезон в паре со своим племянником Володей Монасытовым. Стараемся относиться ко всему с юмором. Бывает, не задался день: цепь порвалась, кайло затупилось, пила замерзла. Наша реакция - ну и ладно, будем тогда руками! ТiкТок даже зимой завели, снимали видео о нашей работе, - говорит Елена. - Иногда, чтобы добраться до нужных узлов, прям пируэты выделываешь - одна нога вверху, другая внизу, а тело где-то посередине. Такой контент отлично заходит в соцсетях.
Добавляет, что жизнь всему научит - например, разбирать бензопилу. Впервые пришлось попробовать в этом году, когда агрегат неожиданно начал плеваться бензином. Как оказалось, Google в помощь - и нет ничего невозможного: починила, собрала и пошла работать дальше.
- А вам не тяжело так? - задаю я, наверное, самый дурацкий вопрос.
- Нормально, - смеётся - Когда журналисты с туристами не ходят.
А судоверфь в Жатае всё-таки строят.
Да не просту, а высокотехнологичную.
Судя по плакату, немного выбиваются из графика.
Но стойка идёт полным ходом.
Впрочем, и она не сможет обеспечить объёмы нужные для ремонта судов.
Так что выморозка - она всё равно останется.
И между прочим, если вы вдруг окажетесь в Якутске в январе-феврале какой-нибудь организованной группой, то можете написать в ЛОРП и оставить заявку на экскурсию.
В этом году стоимость для туристов была 1000 рублей с человека. Заявки надо подавать сильно заранее - объект, как водится, режимный.
Все рассказы из этой экспедиции:
Магадан - Якутск - Иркутск. Как начинаются большие экспедиции.
Магадан - Якутск - Иркутск. Самый красивый рассвет в бухте и немного Магадана.
Магадан - Якутск - Иркутск. Камнерезная мастерская. Увидеть красоту в булыжнике.
Магадан - Якутск - Иркутск. Косторезная мастерская. Из живого в мёртвое и обратно.
Магадан - Якутск - Иркутск. Магадан - Сусуман. Начало большого пути по Колыме.
Магадан - Якутск - Иркутск. На Колымской ГЭС.
Магадан - Якутск - Иркутск. Сусуман - Усть-Нера. Как мы отвалов до отвала насмотрелись.
Магадан - Якутск - Иркутск. Сусуман - Усть-Нера. Как мы за городом-призраком гонялись.
Магадан - Якутск - Иркутск. Едем в Индигирскую трубу.
Магадан - Якутск - Иркутск. Когда твое дело - труба. Индигирская труба.
Магадан - Якутск - Иркутск. Ольчанский перевал. Потому что это красиво.
Магадан-Якутск-Иркутск. Через Кубу на полюс холода. День, когда всё пошло не так.
Магадан-Якутск-Иркутск. Зимние развлечения на Полюсе холода. Бананы, гвозди и плавки колом.
Магадан-Якутск-Иркутск. Сокровищница Чысхаана.
Магадан - Якутск - Иркутск. Про дежавю на трассе Колыма и гламурные ужины.
Магадан - Якутск - Иркутск. Горячие якутские бегуны, чудо оладушки и промежуточный финиш в Якутске.
Магадан - Якутск - Иркутск. Сокровища Якутии.
Магадан-Якутск-Иркутск. Продолжаем о сокровищах Якутии. Царство вечной мерзлоты.
Магадан-Якутск-Иркутск. Такой разный Якутск. Мамонты, мерзлота и инновации.