Если бы в сентябре 1941 года, после получения распоряжений о производстве танка Т-60, директор Горьковского Автомобильного Завода позвонил бы в Кремль и сказал, что не может начать это производство, так как у данного Изделия слишком низкая рентабельность и вообще акционеры против – сейчас сложное время и нужно поберечь оборудование и придержать металл… Как Вы думаете, чтобы с ним случилось?
В современной ситуации, когда Плановая экономика – уже не «табу», Мы по прежнему находимся в положении, когда ВСЯ Российская экономике не анализируется, да даже не представляется, как единое целое. Мы как будто находимся в огромном темном зале, который освещен небольшими локальными лампами, свечами, иногда даже кострами… в местах, где кто-то что-то делает. В зависимости от уровня производства, владельца, инвестора и организатора, варьируется уровень освещенности хотя бы своего участка. Некоторые «успешные» посылают «крыс» с фонариками к соседям, оценить их уровень организации.
Но в целом – остаются огромные зоны мрака или полутьмы, где снуют и прячутся тени…
Тут Мы простимся с Миром Эдгара Аллана По и вернемся к нашим реалиям.
События последнего, уже более чем месяца, в очередной раз показали Нам разобщенность и неорганизованность нашей Экономики. Ключевая Проблема для России сегодня – это Неизвестность. Мы не знаем, чем всё это закончится. А в ситуации неизвестности Бизнес обязан перестраховываться, закладывать проценты на риски, что повышает цены. И ключевая точка тут – что будет с Россией завтра.
В 1941 году война стала Отечественной, Победа или Смерть. А сегодня, когда часть власть имущих строят из себя де не определились окончательно, неуверенность Власти оплачивает Народ.
Но давайте представим, что Власть всё-таки решилась строить Новое Мобилизационное Государство (обратный вариант рассматривать сейчас не будем). И что же тогда, отталкиваясь от потенциала современного Информационного Пространства, можно и нужно сделать по-другому, для объединения Экономики? Самое простое – именно создать Единое Информационное Пространство Экономики, на основах Логики.
Представьте себе более десятка сфер разного диаметра с единым центром.
Поверхности этих Сфер ЗАПОЛНЯЮТСЯ ИНФОРМАЦИЕЙ по Структурам и Компаниям их составляющих:
Сфера Добывающая,
Сфера Перерабатывающая,
Сфера Производства,
Сфера Проф. Обучения Сотрудников,
Сфера Кредита,
Сфера ГосЗаказа,
Сфера взаимодействия с Государством,
Сфера Производства Оборудования,
Сфера Инжиниринга,
Сфера Сертификации/Контроля,
Сфера Логистики,
Сфера Поставок конечной Продукции,
Сфера Розничных Продаж и Услуг,
Сфера Субподряда/аутсорсинга,
Сфера Строительства,
Сферы Экспорта/Импорта,
Сферы… конечно и Образования в целом, и Науки, и Здравоохранения с оборудованием и фармакологией, и всего существенного.
Проще понять на примере: Вы – небольшая Производственная Компания. Вы можете делать сэндвич-панели, мебель, ЛМК, сельскохозяйственную продукцию… все, что угодно, не принципиально.
Информация о Вас естественно есть в вашей Сфере, Вы публичны, но связаны невидимыми для остальных, нитями с Партнерами: с производителями материала и комплектующих, Вы набираете Персонал, при серьезном уровне развития, приглашаете практикантов еще из ВУЗа или Лицея или, если удобно, пенсионеров – все варианты предложений есть. По мере развития Вы, при необходимости можете взять кредит в Банке, но если Вы работаете с ГосЗаказом, Вы получите его от Государства по низкой ставке, а «взаимодействие с Государством» - это не только корректная Налоговая, но и возможность получить от Государства налоговые льготы и субсидии, при вашей социальной значимости для Региона, или вести переговоры о Государственном Партнерстве, при переходе на более высокий уровень, экспорте, например. При необходимости технического перевооружения, Вы ищете в Сфере Производства Оборудования то, что Вам нужно. Развиваясь, Вы получаете всю необходимую Инжиниринговую поддержку, Вы сертифицируете новые линии своей продукции… Помимо готовой продукции, Вы используете избыточные возможности своего оборудования и потенциала. И не важно, будут ли это опытные бригады монтажников чего-либо, или возможности гибки листов металла толщиной свыше 20мм, или проходная покрасочная камера более 15 метров – в Сфересубподряда/аутсорсинга информация о Вас есть – Вы ОПТИМАЛЬНО используете свои возможности.
Вы видите то, что есть, но видите и новые потенциальные возможности, а потенциальные партнеры видят Вас.
А для Потребителя такая Информационная Система, это возможность: увидеть перечень Компаний, с их репутацией, возможностями и Рейтингом. НИКАКОЙ РЕКЛАМЫ! Лучшая реклама – это объемная, достоверная Информация. Знакомясь с Компанией, Заказчик видит ссылку на используемые материалы, их объективную оценку, он видит ссылки на описание монтажа, варианты стандартных смет и гарантий. Он даже видит ссылку на образовательное учреждение, в котором самому можно обучиться монтировать данное оборудование.
Сложно создать такое Единое Информационное Пространство? Это РАБОТА, да – объёмная, но РАБОТА ВПОЛНЕ ВЫПОЛНИМАЯ. Просто нужна Сильная Сторона, которая СОЗДАСТ это и определит ПРАВИЛА ИГРЫ. И это должно быть ГОСУДАРСТВО.
Что касается Правил Игры, то Мы обязаны сегодня перейти от фактически декларируемого во многих областях тренда на мошенничество, к здоровой, контролируемой, разумной Эффективности.
Насколько необходимо создание такого Информационного Пространства?
Фактически КАЖДАЯ из Сфер, заполненной правдивой, полезной информацией, уже на этапе внесения информации подвергнется чистке – внесенное в неё будет проверено и постоянно контролироваться.
От чего Мы можем избавиться при этом?
Перекупщики – трансформация.
Как сказал несколько лет назад один знакомый москвич: двести человек в день звонят – все производители. Сразу фиксирую – далеко не все перекупщики должны кануть в небытие – большая часть из них должна трансформироваться в сети по поставкам, монтажу, сервису и обслуживанию поставляемых продуктов, с контролем качества обслуживания. Скорее даже получить право продавать, при высоком уровне обслуживания. Для нормальных это не будет проблемой.
Коррупция.
С одной стороны, она будет всегда, с другой стороны, уже достаточно давно заметил, что на многих уровнях она не является приоритетом – все чаще важнее в срок и без претензий к качеству получить итоговый Продукт. Но там, где Коррупция возможна – она будет. Вопрос всокращении этих возможностей и прозрачность – хорошее средство.
Тендерные площадки.
На сегодняшний день существенная часть Тендерных Площадок – это кормушки, там необходима платная регистрация, допуск по разным Тарифам… это то, что многих останавливает.
Учитывая это, ряд Крупных Компаний создают собственные Тендерные Площадки, но это тоже не всегда идеальное решение. А что касается коррупции, то размещение Тендеров в последний день, после обеда, или с размерами на 1-2 мм отличающийся от остальных производителей, или «эксклюзивного» цвета – это никто не отменял…
Часто Заказчику быстро найти лучший вариант мешает следующий Критичный Фактор:
Репутация/гарантия качества.
Несколько лет назад услышал от Производителя: «Работы стало меньше, но Компаний, которые КАЧЕСТВЕННО могут выполнить работу стало еще меньше».
Если переносить на практику: сейчас на многих Корпоративных Тендерных Площадках, помимо проверок Службой Безопасности, необходимо предоставить референс-лист: перечень/список завершенных успешных проектов, но не все Производители могут найти время, да и найти сами эти тендерные Площадки…
Ну и конечно, самый на сегодняшний день призовой вариант: войти в Реестр Поставщиков Роснефти или Газпрома – пройти сложную процедуру проверок и испытаний, но по итогу жить «скромненько, но счастливенько»… до перерегистрации.
Злоупотребление монополией.
Помимо традиционных, одна из форм – создание проблем импортерам, после ввода в строй отечественного Производства «наших хороших людей», даже при существенной разнице в качестве. Опытные таможенные брокеры могут много историй рассказать…
Запретительная сертификация.
Мне приходилось сталкиваться с иностранными производителями, которые, зная о своем преимуществе в качестве, лоббировали создание нормативности по нужным параметрам, зная, что они станут первым классом, а остальные – вторым. Крупные Российские Производители тоже иногда пытаются создать «закрытые клубы».
Торговые сети.
Эта тема одновременно самая простая и самая объемная. Тут нужно понимать, что является фактически вложенным в сеть собственно сетью, ресурсом. Укажу только, что сети «шаговой доступности» при неадекватной для Мобилизационной Экономике политике, рискуют быть заменены на Социальную Торгово-Распределительную Сеть.
Кредит.
Тут нет слов…
И так по всем Сферам…
«Если джентльмен не может выиграть по правилам – Он меняет правила…»
Существующая сегодня, взращенная кое-как в условиях «блатной» либеральной Экономики система, Мобилизационной Экономике никак не соответствует.
Если Большой Задачей является создание Эффективной Экономики, то нужно определить правила, только соблюдая которые тебя ПУСТЯТ НА КОВЧЕГ.
И Государство должно создать корректирующий Каркас, на который нужно будет «натягивать» то, что имеем… что-то ломая, для исправления, что-то вправляя, что-то добавляя, что-то меняя на новое… А само собой ничего не поменяется.
Это БОЛЬШАЯ РАБОТА, но по завершению, для большей части Страны жить станет гораздо удобнее, повысится эффективность, сократятся издержки и сроки согласований и производства.
Мы сможем УВИДЕТЬ свои возможности по каждому региону Страны. Государству будет гораздо удобнее и оперативнее посылать «сигналы» управления и помощь экономике, быстрее и точнее реагировать на события, и быть «понятнее» для Страны.
А Страна будет ВИДЕТЬ, куда ведет Государство.