Закон нашей страны чётко определяет возраст начала обучения в школе от 6-ти лет 6 месяцев до 8-ми лет, – в зависимости от особенностей и темпа развития конкретного ребёнка.
С другой стороны, в современном мире большое внимание уделяется раннему развитию детей и, как следствие, в 5-6 лет многие дошкольники уже читают по слогам, пишут печатными буквами и считают в пределах 50-ти.
Более того, некоторые пяти- и шестилетки настоятельно требуют у своих родителей смены статуса и перехода в разряд первоклашек.
Как следствие, многие родители не хотят терять времени зря и отдают своё чадо в первый класс до наступления 7-ми лет.
К положительным сторонам такого решения можно отнести то, что:
- ребёнок какое-то время будет заметно отличаться в лучшую сторону в интеллектуальном плане от своих сверстников из детского садика;
- окончит школу на год раньше своих ровесников.
Загвоздка заключается в том, что уровень знаний ребёнка нельзя приравнивать его общей готовности к школе.
Малыш не в состоянии оценить свои силы самостоятельно.
Вполне возможно, что его привлекает только внешняя сторона школьной жизни: школьная форма, красивый ранец с учебниками, новый пенал, яркие тетрадки и т.д.
Задача родителя – понаблюдать за своим дошкольником, задать себе несколько вопросов и трезво оценить ситуацию.
Для начала нужно понять, что весь дошкольный период основным видом деятельности любого ребёнка является игра. Посмотрите на своего ребёнка и постарайтесь понять – достаточно ли он наигрался?
Общая готовность ребёнка к школе подразумевает под собой:
1) Социальную готовность - хочет ли сам ребёнок стать первоклашкой?
Умеет ли знакомиться со своими ровесниками?
2) Психологическую готовность – как он справляется с эмоциями?
Как реагирует на замечания и критику?
Может ли какое-то время обходиться без родителей?
3) Интеллектуальную готовность – обладает ли знаниями и навыками, необходимыми для поступления в первый класс?
Может ли обслуживать себя самостоятельно (переобуться или завязать шнурки)?
Учтите, что вам не нужно форсировать события и торопиться с поступлением в первый класс, если:
- ребёнок не посещал детский сад;
- у него имеются хронические заболевания (или он просто часто болеет простудными заболеваниями);
- присутствуют неврологические особенности;
- не решены все логопедические проблемы;
- ребёнок чрезмерно эмоционален;
- ему сложно устанавливать контакт со сверстниками.
В этом случае, первоочередная задача родителей - скомпенсировать все нюансы до начала обучения.
Даже у детей, которые идут в школу в 7-8 лет, могут быть трудности с адаптацией, однако ресурсов и возможностей справиться с ними у них будет больше.