Найти в Дзене

Социальные сети

В этой статье мы ознакомимся с таким инструментом общения, как социальные сети, которые вошли в нашу жизнь полтора десятилетия назад, а также рассмотрим, какие социальные сети получили распространение в Рунете.

Социальная сеть (от англ. social networks) – это интернет-площадка, сайт, который позволяет зарегистрированным на нем пользователям размещать информацию о себе и общаться между собой, устанавливая социальные связи. Контент на этой площадке создается непосредственно самими пользователями.

Социальные сети используются для работы, отдыха и развлечений, позволяют координировать между собой группы людей и имеют широкий набор функций. В отличие от более компактного формата мессенджера социальная сеть обычно поддерживает возможность выкладывать во всеобщий доступ и потреблять контент. Соцсетями пользуются миллионы людей по всему миру, что делает их прекрасным инструментом интернет-маркетинга.

Рис. 1. Лента новостей социальной сети Одноклассники
Рис. 1. Лента новостей социальной сети Одноклассники

Сейчас сложно поверить, будто кто-то не знает, что это такое, но до начала 2000-х годов это понятие существовало преимущественно в теории. Сложно сказать, когда появился концепт: нечто похожее предвидел еще писатель XIX века Владимир Одоевский. Первыми прообразами стали электронные доски объявлений, которые поддерживали функцию общения, затем появились интернет-чаты.

Чат в переводе с английского означает болтать. Он представляет собой программу или сервис для моментального обмена сообщениями. В некоторых случаях, чат размещается на странице какого-либо ресурса в виде отдельного окна. Его главное отличие от других подобных сервисов для общения, например, от форума, является то, что общение происходит без задержки. Пользователь отправляет сообщение другому человеку и практически сразу же получает на него ответ.

Началом эры социальных сетей считаются 2003–2004 годы: именно в этот период в США были запущены такие гиганты, как Facebook, LinkedIn, MySpace. До России популярность социальных сетей добралась к 2006–2008 годам, когда появились «Одноклассники» и «ВКонтакте». С тех пор их востребованность неуклонно росла, и по состоянию на ноябрь 2019 года количество активных пользователей социальных сетей в одной только России составило 49 млн.

Facebook. Эта социальная сеть была основана Марком Цукербергом в 2004 году и в короткие сроки достигла огромной популярности. На сегодняшний день аудитория составляет более 2 млрд. человек, то есть больше четверти населения планеты. Сайтом пользуются люди из разных стран мира. В России активные пользователи – журналисты, бизнесмены и те, кто по той или иной причине часто общается с иностранцами.

Twitter. Изначально появился как сервис, позволяющий делиться со своей аудиторией короткими сообщениями: предполагалось, что это в первую очередь будут новости. Был запущен в 2006 году, сегодня популярен среди молодежи и используется преимущественно в творческих и развлекательных целях.

Instagram. Относительно молодая социальная сеть, запущенная в 2010 году и ориентированная на изображения. В 2012 ее приобрел Facebook. На сегодняшний день основная тематика площадки – мода, красота, путешествия, все, что связано с визуальным контентом. Instagram имеет крайне широкие коммерческие возможности: многие интернет-магазины существуют преимущественно как инстааккаунты.

ВКонтакте. В 2008 году Павел Дуров создал ВКонтакте по аналогии с Facebook. Сегодня это популярная российская соцсеть, ориентированная на молодежь, но востребованная среди всех категорий пользователей. Аудитория преимущественно русскоязычная.

Рис. 2. Лента новостей социальной сети ВКонтакте
Рис. 2. Лента новостей социальной сети ВКонтакте

Одноклассники. Еще одна соцсеть, распространенная в российском сегменте интернета. Принадлежит Mail.ru Group и ориентирована, в отличие от ВКонтакте, на старшее поколение. Создана в 2006 году, взяв за основу идею Classmates.com.

Из всех перечисленных выше социальных сетей с марта месяца 2022 года российским пользователям доступны только Одноклассники и ВКонтакте.