В этой статье мы ознакомимся с таким инструментом общения, как социальные сети, которые вошли в нашу жизнь полтора десятилетия назад, а также рассмотрим, какие социальные сети получили распространение в Рунете.
Социальная сеть (от англ. social networks) – это интернет-площадка, сайт, который позволяет зарегистрированным на нем пользователям размещать информацию о себе и общаться между собой, устанавливая социальные связи. Контент на этой площадке создается непосредственно самими пользователями.
Социальные сети используются для работы, отдыха и развлечений, позволяют координировать между собой группы людей и имеют широкий набор функций. В отличие от более компактного формата мессенджера социальная сеть обычно поддерживает возможность выкладывать во всеобщий доступ и потреблять контент. Соцсетями пользуются миллионы людей по всему миру, что делает их прекрасным инструментом интернет-маркетинга.
Сейчас сложно поверить, будто кто-то не знает, что это такое, но до начала 2000-х годов это понятие существовало преимущественно в теории. Сложно сказать, когда появился концепт: нечто похожее предвидел еще писатель XIX века Владимир Одоевский. Первыми прообразами стали электронные доски объявлений, которые поддерживали функцию общения, затем появились интернет-чаты.
Чат в переводе с английского означает болтать. Он представляет собой программу или сервис для моментального обмена сообщениями. В некоторых случаях, чат размещается на странице какого-либо ресурса в виде отдельного окна. Его главное отличие от других подобных сервисов для общения, например, от форума, является то, что общение происходит без задержки. Пользователь отправляет сообщение другому человеку и практически сразу же получает на него ответ.
Началом эры социальных сетей считаются 2003–2004 годы: именно в этот период в США были запущены такие гиганты, как Facebook, LinkedIn, MySpace. До России популярность социальных сетей добралась к 2006–2008 годам, когда появились «Одноклассники» и «ВКонтакте». С тех пор их востребованность неуклонно росла, и по состоянию на ноябрь 2019 года количество активных пользователей социальных сетей в одной только России составило 49 млн.
Facebook. Эта социальная сеть была основана Марком Цукербергом в 2004 году и в короткие сроки достигла огромной популярности. На сегодняшний день аудитория составляет более 2 млрд. человек, то есть больше четверти населения планеты. Сайтом пользуются люди из разных стран мира. В России активные пользователи – журналисты, бизнесмены и те, кто по той или иной причине часто общается с иностранцами.
Twitter. Изначально появился как сервис, позволяющий делиться со своей аудиторией короткими сообщениями: предполагалось, что это в первую очередь будут новости. Был запущен в 2006 году, сегодня популярен среди молодежи и используется преимущественно в творческих и развлекательных целях.
Instagram. Относительно молодая социальная сеть, запущенная в 2010 году и ориентированная на изображения. В 2012 ее приобрел Facebook. На сегодняшний день основная тематика площадки – мода, красота, путешествия, все, что связано с визуальным контентом. Instagram имеет крайне широкие коммерческие возможности: многие интернет-магазины существуют преимущественно как инстааккаунты.
ВКонтакте. В 2008 году Павел Дуров создал ВКонтакте по аналогии с Facebook. Сегодня это популярная российская соцсеть, ориентированная на молодежь, но востребованная среди всех категорий пользователей. Аудитория преимущественно русскоязычная.
Одноклассники. Еще одна соцсеть, распространенная в российском сегменте интернета. Принадлежит Mail.ru Group и ориентирована, в отличие от ВКонтакте, на старшее поколение. Создана в 2006 году, взяв за основу идею Classmates.com.
Из всех перечисленных выше социальных сетей с марта месяца 2022 года российским пользователям доступны только Одноклассники и ВКонтакте.