Найти в Дзене

я не рыба, я – лида: что такое автоэтнография и к чему приводят мысли о своем архиве?

вот я сижу перед этим белым листом и думаю, как эта статья об автоэтнографии может помочь мне понять себя.

с автоэтнографией я впервые столкнулась несколько месяцев назад, на практике в институте. нам предложили исследовать театральный проект с ее помощью. я тогда не поняла, подумала:

«я хочу заниматься наукой, а наука – это что-то очень точное, доказуемое фактами. автоэтнография больше похожа на дневниковые записи».

сейчас я буду пытаться опровергнуть собственное утверждение.

личный архив
личный архив

давайте сначала разберемся, что такое автоэтнография и почему этот текст игнорирует прописные буквы.

авто – как автобиография, то есть о себе.

этно – как этнос, то есть люди, народ.

графия – помнишь, в школе было «графо – пишу».

автоэтнография – это исследование себя и мира.

здесь я позволю себе цитату из постнауки:

«…автоэтнография вступает в конфликт с очень мощной научно-исследовательской традицией, которая образно может быть выражена следующей фразой: «Чтобы изучать рыб, необязательно быть рыбой». А автоэтнография говорит обратное: «Чтобы изучать рыб, надо пожить рыбой». Мы не можем изучать рыб, поскольку мы не рыбы, мы можем изучать только себя. Единственное гуманитарное знание, которое имеет какие-то шансы отразить то, что происходит здесь и сейчас на самом деле, — это наблюдения за собой. Автоэтнография посвящена именно этому».
личный архив
личный архив

я не рыба. я – лида, сижу в менеджерской «космоса», пытаюсь собрать мысли в кучу, углубиться в свои ощущения. надо сказать, что я вообще с трудом отслеживаю собственные ощущения, особенно когда это надо делать осознанно. но я понимаю, что это важная практика.

я могу исследовать себя через место. я выросла и училась на КПД, теперь здесь работаю. мне трудно понять, отразилось ли это место на мне? (важный для меня человек говорит, что да, иногда в череде нормальной речи нет-нет, да появится что-то откровенно «кпдшное»). наверное, что-то «вшито» – серость одинаковых панелек, лужи по колено, дворы, одновременно пугающие и уютные.

я могу исследовать себя через документы. фотографии, дневники, письма (отправленные и неотправленные), сообщения (в основном отправленные), заметки на полях книг (я люблю их делать, а ты? что это обо мне говорит? а о тебе?).

я могу исследовать себя через истории. вот история: я написала в своем телеграм-канале о том, что мне очень нужна одна книга, и через некоторое время незнакомый человек отправил мне ее. потом выяснилось, что это знакомый мне человек, но мы с ним не общаемся. когда я сейчас прописываю эту историю, я будто лучше ее понимаю (хотя и искренне сомневаюсь, можно ли вот так, даже без имен и социальных ролей об этом писать). о чем эта история? о том, как чудеса могут войти в твою жизнь? о том, как малознакомые люди могут быть заинтересованы в твоей судьбе?

личный архив
личный архив

в мою личную историю вплетены все эти детали и факты: эта книга о чешской театральной культуре, страшные панельки КПД, менеджерская космоса, та смешная фотография на пленку, старенькая желтая школа, высокие окна на пржевальского, заметки на полях. это – мой архив. как я им воспользуюсь? я не знаю, почему этот текст игнорирует прописные буквы, и многого не знаю о себе.

кстати, «космос» предлагает тебе узнать, что находится внутри твоего архива. лекции Элины Петровой «Я – архив. Автоэтнография меня» – это пять встреч об автоэтнографии. вот тут рега.

18, 20, 22, 24, 25 апреля с 19:00 до 21:00 | онлайн

до встречи.

источники:

  1. об автоэтнографии рассказывает социолог Дмитрий Рогозин https://postnauka.ru/video/64437