Покаянными переживаниями наполнены богослужения Великого поста. Как важно впустить в себя слова этих глубоких молитв, прожить с пользой благодатное великопостное время! Но что делать, если душой овладело «окамененное нечувствие»? Монашествующие сестры делятся своим опытом.
Монахиня Мстислава (Городничук): С Великим постом для меня всегда наступает новая эпоха. К этому времени я прихожу в такое состояние внутренней расслабленности, что не обладаю силами и, честно говоря, желанием как-то собраться. Великий пост подталкивает подтянуться и внутреннее, и внешне.
В прошлом году на Крестопоклонной неделе Великого поста, когда нужно посещать все службы, у меня были проблемы со здоровьем. Как-то перед службой я прилегла в келье на полчаса. И тут со мной произошла такая борьба… Совсем не хотелось вставать. В итоге я на конец службы не пошла, уснула. Но внутренне ощутила, как потеряла что-то невосполнимое. Мне было так тяжело, что я хорошо запомнила этот момент. И когда в этом году на первой седмице поста со мной произошла похожая ситуация, мое воспоминание помогло сделать правильный выбор. Я благодарна Богу за этот опыт. А еще за понимание, что Христос никогда не оставит тебя.
На послушании бывает много разных моментов, которые касаются и духовной жизни: это и отношения с ближними, и доверие Богу в принципе. Я как-то всё время пытаюсь избежать трудностей, конфликтных ситуаций, сложных разговоров. Но в этом посту Господь дал понимание, что как раз в этих трудностях Он и ждет моего обращения к Нему. Всё это — лекарство для моей души. И я должна не убегать от сложностей, а уповать на Божию помощь, ничего не бояться, «яко с нами Бог». Ничего не может повлиять на волю Божию. Если что-то Господь благословляет, Он изыщет варианты, чтобы это произошло.
Монахиня Арсения (Козлова): Когда по-настоящему не чувствуешь глубины своего греха, нет покаяния и осознания, что ты поступаешь плохо и живешь нерадиво, возникает вопрос: как добыть в себе это чувство покаяния, понимание того, что ты оскорбляешь Бога и дальше так жить нельзя, ведь от этого страдают другие? В одной прочтенной мною книге прозвучал такой ответ: «Стой внимательно на службе». На службе звучат такие слова, которые могут умилить душу, помочь преодолеть состояние окаменения, нечувствия, безразличия. Как-то я пришла на исповедь с похожим вопросом, и батюшка мне сказал то же самое: «На службе надо не летать где-то, а возвращаться мыслями в слова молитвы». Поэтому, когда находитесь в храме и кажется, что весь текст богослужения проходит мимо, вслушивайтесь хотя бы в слова припева. Через слова «помилуй меня, Боже» или «слава Тебе» уже можно обратиться к Богу.
Да, когда долгое время пребываешь в нерадении, сложно выйти из этого состояния. Я поделюсь, что помогает мне. Во-первых, важно не терять если не покаяние, то хотя бы понимание, что ты живешь нерадиво, всё нарушаешь и это неправильно. То есть не принимать такую свою жизнь как норму. Во-вторых, мне помогает человек рядом. Вдруг находится кто-то, кто говорит: «А давай помолимся». Или ты видишь внутреннюю красоту в другом человеке. Ты смотришь на новую сестру, и в тебе воскресают, казалось бы, забытые устремления к Богу. Тогда потихоньку начинаешь вылезать из своего болотца. И еще скажу, может, банальную вещь — помогает меньше есть, меньше спать и ходить на службы.
Отец Андрей Лемешонок: Сначала человек бывает вдохновлен, окрылен, у него всё горит. А потом он начинает тонуть. И не понимает, почему раньше плылось так легко и дул попутный ветер, а теперь он вдруг тонет. Человек еще барахтается, старается, но с каждым разом плыть ему всё труднее и труднее, он захлебывается, чувствует, как теряет силы, и начинает опускаться на дно. Вот тут и должно произойти чудо: он должен возопить ко Господу. И Господь его спасет.
Монахиня Марфа (Матвеева): В этом посту я всё время наблюдаю, как побеждается «естества чин». Примеров много. Это особенно хорошо видно, когда ты понимаешь, что сам точно не справишься.
Например, в пятницу первой седмицы мне надо было читать Псалтирь, а потом трудно было заснуть, совсем мало поспала. Впереди длинная служба, и я со страхом думала, что же это будет…
Отец Андрей Лемешонок: Чем хуже, тем потом лучше. Это, кстати, принцип духовной жизни. Почему святые носили вериги? Почему преподобный Серафим Саровский камушки носил? На самом деле когда человек себя понуждает, ради Господа специально создает себе какие-то трудности, он потом получает и благодать.
Монахиня Марфа (Матвеева): Думаю, у многих так бывает: в начале кажется невозможно, а потом, в конце, такая красота, происходит победа…
Бывает, например, пожалеешь себя, полежишь, а потом голова болит. А бывает наоборот. День выдался насыщенный, а вечером нужно было еще дежурить в трапезной. И хотя я плохо себя чувствовала, думаю: «Ну, ничего не поделаешь». Самое интересное, у меня после этого дежурства прошла голова… Эти чудеса очень маленькие, но они случаются на каждом шагу.
А еще был такой момент… В пятницу отец Сергий Нежборт показывал кино. Фильмы он выбирает очень хорошие, полезные для души. В это время наверху шла поминальная служба. И вот надо было сделать выбор. Я решила, что буду стоять на службе. Когда стояла, промелькнула мысль, что сейчас можно спуститься в зал собраний и посмотреть прекрасный фильм с комментариями батюшки. Но я думаю: «Нет, буду стоять». И когда я спустилась после службы, интересные были ощущения: я почувствовала, что, оставшись на службе, получила больше. Это было видно по всему. И хотя в кинозале было утешение, то, что было в храме, не сравнить. И я очень часто наблюдаю, какие люди красивые после службы: совсем другие глаза, другие лики…
Отец Андрей Лемешонок: Служба — это вечность! А кино — это временное.
Монахиня Марфа (Матвеева): Хотя и трудно стоять, потом Господь дает радость.
Монахиня Агриппина (Чижик): Пост — это вершина всего происходящего в году. Особенно Страстная неделя — это экватор жизни.
Я начну немного издалека. Однажды по благословению мы с инокиней Галиной должны были поехать учиться пению в Санкт-Петербург, в Академию православной музыки. Перед отъездом мне нужно было приготовить ризницу, чтобы там не было проблем во время моего отсутствия, в том числе настрочить полотенец. Я их с такой скоростью строчила, что в самолете мне показалось, что он медленно летит…
Великим постом жизнь становится концентрированной и напряженной: молитвы, службы, — нужно всё время быть как воин в бою. Приходишь на первую неделю на службы и думаешь: «Вот так нужно жить круглый год». Это идеал, на что нужно ориентироваться. И я всегда видела большую разницу, как я расслабленно живу в целом и как проживаю первую неделю поста. А в этом году я ее особо не почувствовала: разница была лишь в том, что я стояла не на послушании, а в храме, но с тем же напряжением.
Удивительно, но я заметила: когда все силы отдаешь на послушании, ощущение, что как будто ты стоишь в храме. Меня это поразило. В литургии святителя Василия Великого есть очень красивые слова: «Находящихся на суде, и в рудниках, и в изгнании, и на горьких работах, и во всякой скорби, и нужде, и беде вспомни, Боже». Просто в жизни святого был период, когда он сам тяжело трудился, и его сострадание ко всем людям, занятым тяжелым трудом, вылилось в словах его литургии. Наверное, Господь принимает молитвы как из храма, так и с послушания, если ты искренне трудишься. Но, конечно, в идеале нужно стоять на службе и молиться. Господь ведь и Сам сказал: Мария же избрала благую часть (Лк. 10: 42), хотя Марфу Он тоже любил.
В храме душа напитывается. Даже если ты ничего не чувствуешь, стоишь как ледяшка, нечувственный чурбанчик, молитва всё равно проникает в тебя и действует. Вы никогда не выйдете из храма такими же, какими пришли. Врач знает, что делает, нам главное — слушаться.
А напоследок я хотела бы поделиться стихотворением, которое отражает то, что у меня сейчас на душе:
Ничего не бояться,
Лишь с Тобою остаться,
Чтобы всё ж причащаться,
Только чтоб не сдаваться.
И молиться пытаться,
И трудиться стараться,
Человеком остаться
И Твоею являться.
Ничего не бояться.
В немощах — очищаться,
А в бедах закаляться.
Одним словом — спасаться.
Подготовила Мария Котова