Найти тему
Учитель первый твой

Почему ребёнок не хочет учиться в школе??? Хотя уже вполне должен этого желать (по мнению взрослых)...

Из личного архива. Сын Марк (5 с половиной лет) на уроке для подготовишек
Из личного архива. Сын Марк (5 с половиной лет) на уроке для подготовишек

Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев.
Саади

Один из самых животрепещущих вопросов для педагогов и родителей - проблема мотивации детей. Как сделать так, чтобы ребёнку хотелось учиться в современных условиях школьного образования?

Эта тема очень хорошо разработана в педагогической психологии, однако часто по одному и тому же вопросу у специалистов существует несколько разных точек зрения. Видимо, единственный способ решения этих трудностей – определить своё собственное мнение по этой проблеме.

Слышала высказывания от родителей, что если педагог - профессионал в своём деле, любит свою работу и знает способы, как увлечь ребёнка учебным предметом, то это и есть гарантия того, что ребёнок с 6 лет будет лететь на крыльях в школу, предпочитая учёбу всем остальным занятиям. Было бы здорово, но это не так, к сожалению. Причин тому несколько:

  • Учёба - это не праздник с аниматором, не цирк и не развлекательный квест... Как бы учитель ни старался разнообразить занятия, учёба всегда была, есть и будет оставаться серьёзной работой. А там, где труд, - всегда сложности, волевые усилия, взлёты и падения.
  • Уроки в школе по разным объективным причинам не могут быть постоянно похожими на занятия в кружках, различных частных организациях и уроки с репетитором, где ученику знания подаются часто в развлекательной форме, и где больше возможностей для тесного сотрудничества каждого обучающегося с педагогом. У ребёнка, который привык к такому формату организации процесса, в нашей общеобразовательной школе трудностей не избежать. Ему каждый раз нужно будет особое внимание педагога, индивидуальный подход, а обычная школа этого дать не может.
  • В психологии есть понятие ведущей деятельности. И если взрослый хочет того, что противоестественно природе ребёнка в данный конкретный момент - то вполне резонно можем ждать неудачу. Например, когда помещаем 25 детей, которым 5 или 6 лет в условия школьного кабинета и требуем от них сидеть три урока, поднимать руку, писать много и проч. А ещё учителю важно, чтобы ребёнок не сползал со стула, не ёрзал, не рисовал на руках и парте, не отвлекался, не.... И много -много таких НЕ. .. Ожидания часто не оправдываются.
  • Бывает, что нагрузка в школе для конкретного ребёнка - просто неподъёмна. Когда его отправили в лицей с углубленным изучением языка, а он математик, например. Да или просто, он - обычный ребёнок, а учебный процесс слишком интенсивен, программа сложная, в день по 6-7 уроков.

Фото из открытого доступа для иллюстрации статьи
Фото из открытого доступа для иллюстрации статьи

Поэтому, педагог и его способности к преподаванию - вовсе не являются гарантом хорошей учебной мотивации ребёнка.

Предлагаю разобраться в самом понятии. Вполне возможно, будет немного сложно для начала))) Но без этого никак. Мотивы учения у детей и взрослых самые разные. Но их можно поделить на две группы.

-3

Теоретически, идеальным двигателем учебной деятельности должны быть внутренние мотивы. Думаю, это не требует объяснения.

И тут возникает самое главное противоречие. Я общаюсь с родителями учеников начальной школы и детей старшего дошкольного возраста. Они в большинстве своём хотят от ребят глубокой внутренней мотивации. Но это НЕВОЗМОЖНО в большинстве случаев! Родители требуют, чтобы ребёнок 5-10 лет:

1. постоянно ХОТЕЛ учиться, потому, что это его внутренняя потребность (ни дня без новых знаний!);

2. чтобы он ПОНИМАЛ, что ему это в будущем надо (это внешний мотив, но долгосрочный, социальный);

3. был в отношении учёбы максимально ответственным, за счёт высокой внутренней потребности к познанию.

Парадокс. Но в большинстве случаев это так не работает для данной возрастной категории детей! Ребята часто очень любознательны, но эта потребность несколько стихийна ("Стало интересно в данный конкретный момент, я буду спрашивать и узнавать"). Предметное школьное обучение не всегда отвечает сиюминутному запросу ребёнка. Часто не подходит и форма организации процесса ("не потрогать, не понюхать..").

Поэтому фразы: "Учись, иначе дворником будешь!", или "Учись, а-то не перейдёшь в 3 класс", или "Учись, неужели тебе совсем не интересно, не пойму!" - чаще не работают на мотивацию. Это, конечно, внешние мотивы, но слишком уж долгосрочные. Для маленьких детей редко мотив приобретения профессии может стать значимым.

-4

А теперь можно посмотреть на очень наглядную пирамиду, автор которой Юрьева С. А. Это хороший пример для того, чтобы "не требовать от своего собственного ребёнка невозможного". Внешний мотив присутствует в самом низу, как видите. Но исследования психологов показывают, что мотивы учения (как организованной деятельности)дошкольника и младшего школьника - в большинстве своём именно внешние. Это не хорошо, но и не плохо. Это данность, с которой грамотный педагог и будет работать.

В следующих статьях планирую рассказывать, как мотивирую своих ребят к учебной деятельности и давать советы родителям, как поддерживать мотивацию.

Спасибо за внимание к блогу, буду рада лайкам и комментариям.

#начальная школа #воспитание ребенка #детская психология #учитель начальных классов