Подготовка к школе всегда сопряжена с разучиванием букв алфавита. На примере работы с буквами я хочу разобрать, как можно организовать эту работу дома, закрепить через игру в саду или в школе на уроке.
✅ РОДИТЕЛЬ
🟢 Учим буквы. Родитель показывает дома карточки с буквами и работает над их произношением. Начинает с одной и постепенно увеличивает их количество.
🟢 Усложняем. Родитель встает с ребенком, дает ему в руки алфавит (распечатанный на листочке) и они поочереди называют буквы. Первое время родитель пальцем ведет по алфавиту, показывая букву, которую называет сам и которую называет ребенок. Когда подходит очередь ребенка, держит палец на нужной букве и дает ребенку возможность самому ее назвать. Если ребенок затрудняется, подсказывает, а ребенок повторяет.
Например, мама – А, ребенок – Б, мама – В и т.д.
🟢 Усложняем:
Добавляем участников в игру (папа, бабушка, брат и т.д.).
🟢 Усложняем: когда ребенок уже выучил алфавит и справляется с игрой, убираем визуальную подсказку (листочек с алфавитом) и выполняем называем буквы на память.
САД/ШКОЛА
✅ ПЕДАГОГ
Выстраивает детей в ряд возле доски. Каждый ребенок держит алфавит в руках (можно просто распечатать). Смотрит (показывает рукой, дотрагивается) на каждого ребенка по очереди, тем самым обозначая его очередь отвечать. Принцип игры «на первый-второй расчитайся», только дети называют буквы алфавита по порядку.
Когда ряд заканчивается, а буквы еще остались, начинаем сначала стоя, с первого ребенка.
✅ ТЬЮТОР (если присутствует ребенок с особенностями развития)
Тьютор, стоящий за спиной ребенка, рука в руке, пальцем ведет по алфавиту, показывая букву, которую называет каждый ребенок. Когда подходит очередь ребенка, держит палец на нужной букве и дает ребенку возможность самому ее назвать. Если ребенок затрудняется, подсказывает, а ребенок повторяет.
Что закрепляем в этом упражнении:
➡️ Смена напряженной статической позы за столом (партой) на вертикальную (элемент разминки и отдыха)
➡️ Закрепляем материал: буквы
➡️ Учимся соблюдать очередность в командной игре
➡️Тренирует произвольное внимание (ребенок следит за тем, какую букву называет его сосед, чтобы самому ответить правильно)
➡️ Адаптируется к работе в стрессовой среде (стоять и отвечать у доски).
По такому же принципу, можно отрабатывать числовой ряд (от 0 до 10), времена года, месяцы, дни недели, времена суток.
"P.S. ... отрывок из моей новой книги по социализации детей с особенностями развития."