Найти тему
Around Art

Керамика Виктора Николаева во всех ее ипостасях: близкое и далекое, доступное и космическое, обыденное и фантазийное

Текст: Галина Мумрикова

Мини-эссе

Сам Виктор Юрьевич, выпускник Строгановки, считал, что «керамика – искусство прикосновений». И ему не просто виднее. Он всю жизнь именно соприкасался с глиной, наверное, обжигался на обжиге (керамисты часто рассказывают, как непредсказуема бывает, например, дровяная печь в работе), размышлял над заголовком. Не для того, чтобы себя показать, а высказаться – вот так, как чувствовалось в тот момент, когда поначалу бесформенная масса приобретала плоть, смысл и цвет. Ведь если высказываться, то до конца. И он высказывался – до конца.

Фрагмент экспозиции. На заднем плане фотопортрет Виктора Николаева. Фото Сергея Давыдова
Фрагмент экспозиции. На заднем плане фотопортрет Виктора Николаева. Фото Сергея Давыдова
На выставке. Фото Сергея Давыдова
На выставке. Фото Сергея Давыдова

Выставка Виктора Николаева во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства посвящена памяти художника – он ушел из жизни, оставив свою «дикую керамику» людям, чтоб они лицезрели, понимали, проникались. Не ко всему показанному можно относиться однозначно: ах, как здорово, как интересно, нет. Что-то, скажем так, уже не трогает (а, может, еще?). Что-то напоминает вроде как виденное раньше, а что-то заражает сразу где необычной стилистикой, где юмором, а где сдержанной грустью. Да, Виктор Юрьевич почти двадцать лет проработал в Подмосковье на керамическом заводе – и это не могло не отразиться на творчестве. Он преподавал на кафедре художественной керамики в Академии, которую некогда окончил. Он был куратором Международного Керамического Симпозиума Высокого Огня, который проходил в Ярославской области в Гаврилов Яме и всегда привлекал специалистов. Он писал научные статьи. Так, в Вестнике МГУКИ в 2015-м вышла интереснейшая статья «Культурные коды русской керамики рубежа XX-XXI веков», в которой Виктор Николаев, в частности, писал так: «…Все, что окружает человека и выбирается им для включения в свою повседневность, тем самым уже репрезентирует его культурные особенности, формируя его эстетические качества и формируясь ими. Поэтому культурные коды прикладного искусства исключительно емко и многогранно демонстрируют культурно-эстетическую специфику эпохи».

Фрагмент экспозиции. Фото Сергея Давыдова
Фрагмент экспозиции. Фото Сергея Давыдова
Позы. Шамот, глазурь. Фрагмент экспозиции. Фото Сергея Давыдова
Позы. Шамот, глазурь. Фрагмент экспозиции. Фото Сергея Давыдова
Позы. 1997 г. Шамот, глазури
Позы. 1997 г. Шамот, глазури

А эпоха художника-керамиста Николаева – это все, что было сделано его руками – от пресловутых емкостей и незамысловатых на первых взгляд композиций до философских созерцаний и неожиданных превращений. Так, вроде бы правильный чайничек «косит» под веселого прохожего, а обычные шоколадного цвета горшки становятся в позы, также вызывая улыбку, и даже танцуют.

3-Рыбы. 1986. Подглазурная роспись по фарфору.
3-Рыбы. 1986. Подглазурная роспись по фарфору.
Снег. 1987. Фарфор, глазури
Снег. 1987. Фарфор, глазури
Голос. 1990. Шамот, .подглазурные краски, глазури
Голос. 1990. Шамот, .подглазурные краски, глазури
Знак. 1990. Шамот, ангобы, глазур, подглазурные краски. Фото Сергея Давыдова
Знак. 1990. Шамот, ангобы, глазур, подглазурные краски. Фото Сергея Давыдова
Формула жизни. 1990. Шамот, глазури. Фото Сергея Давыдова
Формула жизни. 1990. Шамот, глазури. Фото Сергея Давыдова
Подвесы. 1900. Фарфор, глазури
Подвесы. 1900. Фарфор, глазури
Сфинкс. 1991. Шамот, глазури
Сфинкс. 1991. Шамот, глазури
В черном. 1998. Шамот, глазури
В черном. 1998. Шамот, глазури
Опора. Скульптор Федор Воробьев. Керамист Виктор Николаев. 2015. Шамот, бронза, глазури
Опора. Скульптор Федор Воробьев. Керамист Виктор Николаев. 2015. Шамот, бронза, глазури
Прочные связи. 1998. Фарфор, шамот, глазури
Прочные связи. 1998. Фарфор, шамот, глазури

Четыре работы – Рыбы, Снег, Голос, Знак – выполнены в конце 1980-х-начале 1990-х вроде бы такие в хорошем смысле стандартные, без особых «угадаек». Но вот – «Формула жизни» – композиция, отдаленно чем-то напоминающая керосиновую лампу или купол, это у кого как воображение взыграет. Или «Прочные связи» с эскападой фарфоровых вазончиков. Или довольно мрачный дуэт «В черном». И страшно любопытная «Опора». Что это? Вопрос риторический. Но, присмотревшись, становится все понятно.

Потир. 1999. Фарфор, глазури
Потир. 1999. Фарфор, глазури
Пересечение 2000г. Фото Сергея Давыдова
Пересечение 2000г. Фото Сергея Давыдова

Но вот взгляните на потир (фарфор, глазури). Какое перевоплощение! Такое впечатление, что он прочный, тяжелый, железный – ни поднять, ни сдвинуть. А «Пересечение» – напротив – вызывает разнообразные ассоциации, ибо у каждого свой «угол просмотра» и своя точка зрения в прямом и переносном смысле – как хотите.

Размышление 1. 2000. Шамот, глазури
Размышление 1. 2000. Шамот, глазури
Индейцы. 2012. Шамот, глазури
Индейцы. 2012. Шамот, глазури
Индейцы. 2012. Шамот, глазури
Индейцы. 2012. Шамот, глазури
Гнездо. 2017. Шамот, глазури
Гнездо. 2017. Шамот, глазури
За окном. 2020. Фарфор, ангобы, глазури
За окном. 2020. Фарфор, ангобы, глазури
К столу. 2018. Фарфор, глазури
К столу. 2018. Фарфор, глазури

Понятны всем индейцы, такие прочные, такие забавные и грозные одновременно, будто восставшие из небытия, из далекого прошлого и вобравшие в себя все материалы. И – как абсолютная противоположность – лирический пейзаж-картина «За окном», очень подвижная, фактурная, неспокойная. Интерьерная – скажут одни. Так ведь и вся керамика в массе своей, все ее панно, горшки и плошки, тарелки и зверюшки – для интерьера или практического пользования. Как говорится – «К столу».

Промзона. 2020. Фарфор, глазури
Промзона. 2020. Фарфор, глазури
Вдох. 2021. Фарфор, глазури
Вдох. 2021. Фарфор, глазури

Вот «Промзону» на полку не поставишь – своей белизной композиция напоминает, как ни странно, о том, сколько еще на земле темного и неухоженного, сколько брошенных и забытых конструкций, которые когда-то служили людям, а потом оказались ненужными…

Осталось сделать «Вдох» – и чудесная рыбка скроется в пучине моря-окияна…

Выставка «Виктор Николаев. Дикая керамика» – совместный проект Всероссийского музея декоративного искусства и галереи InGallery , которая представляет художников XX века и современных, чье творчество всегда актуально. Финисаж – 10 апреля.

#искусство#выставки#керамика#

всероссийский музей декоративного искусства#

дикая керамика выставка#виктор николаев

Еда
6,93 млн интересуются