Текст: Галина Мумрикова
Мини-эссе
Сам Виктор Юрьевич, выпускник Строгановки, считал, что «керамика – искусство прикосновений». И ему не просто виднее. Он всю жизнь именно соприкасался с глиной, наверное, обжигался на обжиге (керамисты часто рассказывают, как непредсказуема бывает, например, дровяная печь в работе), размышлял над заголовком. Не для того, чтобы себя показать, а высказаться – вот так, как чувствовалось в тот момент, когда поначалу бесформенная масса приобретала плоть, смысл и цвет. Ведь если высказываться, то до конца. И он высказывался – до конца.
Выставка Виктора Николаева во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства посвящена памяти художника – он ушел из жизни, оставив свою «дикую керамику» людям, чтоб они лицезрели, понимали, проникались. Не ко всему показанному можно относиться однозначно: ах, как здорово, как интересно, нет. Что-то, скажем так, уже не трогает (а, может, еще?). Что-то напоминает вроде как виденное раньше, а что-то заражает сразу где необычной стилистикой, где юмором, а где сдержанной грустью. Да, Виктор Юрьевич почти двадцать лет проработал в Подмосковье на керамическом заводе – и это не могло не отразиться на творчестве. Он преподавал на кафедре художественной керамики в Академии, которую некогда окончил. Он был куратором Международного Керамического Симпозиума Высокого Огня, который проходил в Ярославской области в Гаврилов Яме и всегда привлекал специалистов. Он писал научные статьи. Так, в Вестнике МГУКИ в 2015-м вышла интереснейшая статья «Культурные коды русской керамики рубежа XX-XXI веков», в которой Виктор Николаев, в частности, писал так: «…Все, что окружает человека и выбирается им для включения в свою повседневность, тем самым уже репрезентирует его культурные особенности, формируя его эстетические качества и формируясь ими. Поэтому культурные коды прикладного искусства исключительно емко и многогранно демонстрируют культурно-эстетическую специфику эпохи».
А эпоха художника-керамиста Николаева – это все, что было сделано его руками – от пресловутых емкостей и незамысловатых на первых взгляд композиций до философских созерцаний и неожиданных превращений. Так, вроде бы правильный чайничек «косит» под веселого прохожего, а обычные шоколадного цвета горшки становятся в позы, также вызывая улыбку, и даже танцуют.
Четыре работы – Рыбы, Снег, Голос, Знак – выполнены в конце 1980-х-начале 1990-х вроде бы такие в хорошем смысле стандартные, без особых «угадаек». Но вот – «Формула жизни» – композиция, отдаленно чем-то напоминающая керосиновую лампу или купол, это у кого как воображение взыграет. Или «Прочные связи» с эскападой фарфоровых вазончиков. Или довольно мрачный дуэт «В черном». И страшно любопытная «Опора». Что это? Вопрос риторический. Но, присмотревшись, становится все понятно.
Но вот взгляните на потир (фарфор, глазури). Какое перевоплощение! Такое впечатление, что он прочный, тяжелый, железный – ни поднять, ни сдвинуть. А «Пересечение» – напротив – вызывает разнообразные ассоциации, ибо у каждого свой «угол просмотра» и своя точка зрения в прямом и переносном смысле – как хотите.
Понятны всем индейцы, такие прочные, такие забавные и грозные одновременно, будто восставшие из небытия, из далекого прошлого и вобравшие в себя все материалы. И – как абсолютная противоположность – лирический пейзаж-картина «За окном», очень подвижная, фактурная, неспокойная. Интерьерная – скажут одни. Так ведь и вся керамика в массе своей, все ее панно, горшки и плошки, тарелки и зверюшки – для интерьера или практического пользования. Как говорится – «К столу».
Вот «Промзону» на полку не поставишь – своей белизной композиция напоминает, как ни странно, о том, сколько еще на земле темного и неухоженного, сколько брошенных и забытых конструкций, которые когда-то служили людям, а потом оказались ненужными…
Осталось сделать «Вдох» – и чудесная рыбка скроется в пучине моря-окияна…
Выставка «Виктор Николаев. Дикая керамика» – совместный проект Всероссийского музея декоративного искусства и галереи InGallery , которая представляет художников XX века и современных, чье творчество всегда актуально. Финисаж – 10 апреля.
#искусство#выставки#керамика#
всероссийский музей декоративного искусства#
дикая керамика выставка#виктор николаев