Найти тему
Parnas on-line gallery

Все тайны и символы Голгофы: Питер Брейгель.

Оглавление
Несение креста. Питер Брейгель Старший. 1564
Несение креста. Питер Брейгель Старший. 1564

Живопись Питера Брейгеля Старшего так великолепна и многогранна, что «читать» ее можно бесконечно.

Речь идет именно о прочтении, ведь Брейгель не просто рисовал, он создавал систему символов. И картина «Путь на Голгофу» - одна из лучших его систем, над тайнами которой эксперты ломают головы вот уже несколько сотен лет.

Несение креста. Питер Брейгель Старший. 1564
Несение креста. Питер Брейгель Старший. 1564

Как часто бывает у Брейгеля, перед нами очень насыщенное повествование: много деталей, действующих лиц, локаций, этакая «карта» события. И конечно, его классическая попытка спрятать самое важное там, где никто не станет искать – на самом видном месте.

Фрагмент картины с Христом
Фрагмент картины с Христом

Как мы понимаем из названия, речь идет о ключевом событии христианской истории – последних часах жизни Иисуса, несении им тяжкого креста перед распятием. Логично, что именно фигура Христа должна быть самой заметной, самой важной, но в чехарде образов мы отыскиваем ее с трудом. Этот прием называют принципом смещенного смыслового центра.

Фрагмент картины со скорбящими
Фрагмент картины со скорбящими

При этом, падение Христа, придавленного тяжестью ноши, геометрически располагается в самом центре. Просто выбрать его визуально зритель может не сразу. На нем, однако, сходятся все линии пересечения – на несмелом голубом пятне где-то вдалеке. Тогда как на переднем плане многочисленный люд суетится, занимается повседневными делами, ругается, хлопочет и не видит, по-настоящему не видит того, что творится у него под самым носом (Они видя не видят – говорит Христос).

Фрагмент картины с фоном
Фрагмент картины с фоном

Однако, на переднем плане мы хорошо вычленяем группу скорбящих и молящихся. Там и Дева Мария, и апостол Иоанн и жены-мироносицы. И эта группа персонажей интересна по многим причинам. Расположение скорбящих и молящихся образует собою невидимый крест – это объясняет почему они повернулись к Христу спиной, обращаясь не к внешнему кресту, а ко внутреннему, внутренней вере.

Фрагмент картины с толпой
Фрагмент картины с толпой

Также, если хорошенько приглядеться, можно заметить разношёрстность стилей в написании персонажей. Простых крестьян и батраков Брейгель пишет довольно грубо, а дев из свиты Мадонны – возвышенно, красиво и одухотворенно.

Очень интересен и фон картины, и многочисленные анахронизмы. По архитектуре города мы понимаем, что это лишь наполовину Иерусалим. Очертания башен напоминают средневековый нидерландский городок. Таким образом Брейгель подтягивает сюжет к современности (авторской), включая и толпу в нарядах эпохи художника и их атрибутику, вооружение и так далее.

Фрагмент с мельницей на скале
Фрагмент с мельницей на скале

Геометрическое движение людских масс в картине повторяется движением лопастей мельницы, которая, несомненно, имеет символическое значение. Возможно «хлеба небесного» или вовсе противопоставляется самому Христу. Тон неба по мере движения на Голгофу от ясного и солнечного перемещается к темному, грозовому.

Фрагменты с "древом жизни" и "древом смерти"
Фрагменты с "древом жизни" и "древом смерти"

Символичными являются и два дерева по разные стороны картины – слева и справа. Одно дерево цветет и зеленеет, символизируя жизнь, а другое – дерево смерти с колесом, используемом для пыток и казней.

Одного материала явно недостаточно, чтобы раскрыть все тайны языка этой удивительной работы. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить материалы с самыми интересными исследованиями из мира изобразительного искусства!